Как гром среди ясного неба, поразила Грузию новость о том, что ей грозит исключение из торгового режима GSP+. И не за торговые нарушения, а за дискриминационный Трудовой кодекс. О проблемах с законодательством в этой области профсоюзы твердили начиная с 2005 года, когда власти только собрались вводить либеральные нормы в Трудовой кодекс. По сути, они были либеральными для работодателей, но ущемляющими права работников.
Принятый в 2006 году кодекс ограничивал возможности государства вмешиваться в отношения нанимателей и нанимаемых, предоставляя им регулировать отношения самим с помощью трудовых договоров. Естественно, работодатели воспользовались этим к своей выгоде, поправ такие завоевания мирового профсоюзного движения, как восьмичасовой рабочий день, отпуск на месяц раз в году и оплата сверхурочных. Компании перестали выплачивать пособия по беременности и родам, стали заключать краткосрочные контракты с работниками, чтобы не платить неустойку в случае увольнения.
«Объединенные профсоюзы» на протяжении почти двух лет настаивали на изменении Трудового кодекса. «Мы требуем упразднения ряда новых - уродливых статей Трудового Кодекса Грузии, которые ущемляют достоинство граждан Грузии, в результате чего те вынуждены искать работы и защиты своих прав за границей. Мы требуем реального 8-и часового рабочего дня. Требуем трудоустройства многих десятков тысяч безработных», - заявлял на акциях протеста председатель Объединения профсоюзов Грузии Ираклий Петриашвили.
Он утверждал, что если установить жёсткие нормы для работодателей, то удастся трудоустроить до 150 тысяч человек. Это было бы очень кстати для страны, в которой, по данным департамента статистики, в 2008 году число безработных достигло почти 316 тысяч человек, то есть 16 процентов от работающего населения.
Последнее выступление профсоюзов состоялось в феврале этого года. Поскольку оппозиция в тот момент готовила апрельские акции, затянувшиеся по сей день, и Михаил Саакашвили уже чувствовал себя в кресле президента не очень уютно, правительство пошло на уступки. Оно позволило профсоюзам разработать свой проект поправок и представить его парламенту.
Пока шла работа над законопроектом, с претензиями по поводу трудовых отношений в образовательной сфере выступили и педагоги. Они устали от неизвестности и самоуправства директоров, руководствующихся излишне либеральной статьей Трудового кодекса о расторжении договоров. Учителя взяли розовые шары и в знак протеста повязали их на ограду резиденции Михаила Саакашвили.
К требованиям профсоюзов с пониманием отнеслось парламентское меньшинство. Партия христиан-демократов в свою очередь предложила «пять существенных изменений» в Трудовой кодекс. Их представила журналистам Магда Аникашвили, сообщает GHN. Поправки христиан-демократов предполагали, во-первых, запрет на увольнение работника без обоснования. Во-вторых, компенсацию в случае увольнения в размере не менее двух месячных окладов. В-третьих, краткосрочное соглашение с работником подряд может быть подписано только дважды, а третье должно быть долгосрочным, то есть более чем на три месяца. Четвёртое изменение касалось порядка оформления договора: если он заключается более чем на два месяца, то в нём должны быть детально расписаны права и обязанности сторон. Наконец, пятая поправка возвращала норму о выплате как минимум двойного оклада за работу в сверхурочное время.
К 14 июля профсоюзный проект изменений в Трудовой кодекс был подготовлен. Сейчас правительство согласует его с работодателями. По словам Ираклия Петриашвили, поправки будут вноситься поэтапно, и первые изменения должны быть реализованы до октября, сообщает радио «Коммерсант». По предварительной информации, предложения затрагивают такие вопросы, как приём граждан на работу и их увольнение, количество рабочих часов, права беременных. Однако болезненный вопрос о выплате пособия по безработице, которое правительство категорически платить не хочет, в этом законопроекте не решён.
Поправки уже раскритиковал один из авторов действующего Трудового кодекса, бывший министр экономики Каха Бендукидзе. По его словам, проект учитывает предложения христиан-демократов. Но он полностью построен на популизме и не имеет ничего общего с реальностью. «Внесение изменений в Трудовой кодекс принесет нулевой результат», - считает Бендукидзе.
Однако менять дискриминационные положения кодекса Грузии придётся, если не под давлением оппозиции, то под угрозой лишения преференций в торговле с Евросоюзом. Такие условия перед правительством страны поставила Еврокомиссия и Международная организация труда.
Льготная система GSP+, как поясняет радио «Коммерсант» охватывает около шести с половиной тысяч товарных групп, при экспорте которых взимается нулевая или мизерная таможенная пошлина. Эта льгота предоставляется развивающимся или слабо развитым странам с состоявшейся системой управления и другими институциональными системами. Но важным условием для включения систему GSP+ является ратификация и применение 27 международных конвенций ООН и Международной организации труда.
Будут ли выполняться законодательные нормы, да ещё в период кризиса и нехватки рабочих мест - это большой вопрос, и тут Бендукидзе прав. Но поощрять работодателей в их попрании прав трудящихся правительство, разумеется, не должно. Если оно демократично по сути, а не на показ.