пост представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ от Грузии. За «правильное» освещение августовской войны Михаил Саакашвили даровал ему грузинское гражданство и ставку профессора Тбилисского университета.
Хотя последние двадцать лет уроженец солнечного Таджикистана Панфилов предпочитал жить в Москве, пламенная симпатия грузинского президента побудила этого «поборника» прав журналистов покинуть Москву и перебраться поближе к авлабарской резиденции Михаила Николаевича в Тбилиси.
Вот как он комментирует свое решение отправиться в Тбилиси корреспонденту радио «Голос Америки».
«В этом решении есть, бесспорно, и какая-то политическая подоплека. Но решение связано, в первую очередь, с тем, что Грузия - очень перспективная страна, здесь есть больше возможностей для моей профессии, для того, чтобы развивать журналистику, для того, чтобы создавать хорошие условия для журналистского образования. Поэтому я принял предложение ректора университета имени Чавчавадзе, получил место профессора и начинаю работать здесь и преподавать журналистику. Я буду создавать школу журналистики для постсоветского пространства. В России нет возможности для развития независимой журналистики, потому что ее практически уже нет. Есть какие-то остатки либеральных газет, есть радиостанция «Эхо Москвы», есть Интернет, который постоянно преследуют, постоянно устраивают судебные разбирательства с блогерами, с участниками форумов или чатов. В России просто нет перспективы, чтобы я мог приложить свой опыт, свои знания».
Зато в Грузии перед Панфиловым открываются просто немыслимые перспективы. После того как режим Михаила Саакашвили фактически ликвидировал все независимые телекомпании и прибрал к рукам практически все печатные издания, независимая журналистика в Грузии оказалась на минном поле. Местная пресса либо полностью обслуживает всю президентскую рать, либо вынуждена прекратить свое существование.
В то время как по-настоящему независимые журналисты вынуждены покидать Грузию, Саакашвили созывает со всех концов постсоветского пространства самых скандальных журналистов, готовых за оговоренную сумму послужить «столпу грузинской демократии». А поскольку Михаил Николаевич прекрасно понимает, что грузинская публика вряд ли воспримет сентенции русскоязычных апологетов его режима в телеэфире, (для этих целей у него есть сервильные телекомпании «Рустави-2», «Мзе» и «ИмедиТВ»), то он решил создать новый телеканал, который будет вещать на русском языке для иностранной аудитории.
Помимо профессорской деятельности Олег Панфилов будет ведущим на новом грузинском телеканале. Вот как новый друг грузинского президента комментирует еще одно свое журналистское амплуа в окрестностях Авлабара.
«Я буду там ведущим одной из программ, которая будет выходить в эфир раз в неделю. Это будет публицистическая программа, которая не будет иметь никакого отношения к политике. Ну, во-первых, потому, что я очень плохо понимаю грузинскую политику, и я здесь никогда не жил долго. Я буду делать программу о Грузии, о том, как я люблю эту страну, какие здесь интересные люди, какие исторические памятники, как развивается искусство, о национальных меньшинствах. Грузия - это уникальная страна, здесь живет огромное количество разных людей, разных национальностей с разными судьбами, с разной историей. Сейчас обо мне в российской прессе и в Интернете много пишут, как о негодяе, который связал свою жизнь с Аллой Дудаевой, которая тоже будет работать на этом телеканале. Но я вот уверяю, что и я, и Алла Дудаева - это всего лишь два человека из нескольких десятков ведущих, которые будут делать другие программы».
Возможно, среди этих десятков телеведущих мы сможем встретить и другие знакомые лица отечественной тележурналистики. Например, Евгений Киселев мог бы совмещать работу аналитика на украинских телеканалах с деятельностью телеведущего на новом тбилисском ТВ. Или Сергей Доренко. Или кто-то из старой команды НТВ Гусинского. А вот относительно аполитичности своих телепрограмм господин Панфилов явно лукавит.
На вопрос сможет ли он, будучи ведущим грузинского телеканала, критиковать грузинское правительство и его роль в августовской войне? - Олег Панфилов сказал корреспонденту «Голоса Америки», что его «программа будет не для этого. Это публицистическая программа. Я полагаю, что в Грузии нет такого отношения власти к прессе, какое есть в России. Здесь, в Грузии, проблема журналистики состоит в том, что, к сожалению, здесь очень много журналистов, которые не имеют профессионального образования. Очень много журналистов, которые выучили слово «свобода» и очень плохо понимают, что это такое. Здесь проблема не во власти, здесь проблема, к сожалению, в том, что сохранилась такая постсоветская ментальность, когда люди хотят быть свободными, но не знают - как».
Словом, Олег Панфилов собирается учить грузинских журналистов уму-разуму, а точнее, как называть черное белым, как делать публицистические передачи не касаясь политики, как славить режим Саакашвили, не замечая настроений рядовых горожан, как порочить оппозицию, сохранившую, к несчастью, «совковую ментальность». Панфилов собирается объяснить грузинской аудитории что такое «свобода» в его панфиловском понимании этого слова.
Вот только есть сомнение, что в Грузии его смогут правильно понять. Потому что панфиловская «свобода слова» сильно отличается от той свободы, которой дорожат по-настоящему свободные журналисты. И ссылаться на «трудности перевода» в этом случае не придется.