Южная Осетия ведет два календарных отсчета своей независимости. О войне 2008 года и последовавшем признании Россией 26 августа (Дне признания независимости) прошлого года пока помнят во всем мире. О событиях 19-летней давности, когда осетины отказались идти в ногу с грузинами, помнят немногие. В западной прессе дату объявления автономной области Юго-Осетинской Советской Демократической Республикой - 20 сентября 1990-го года - постарались не упоминать. Ведь это идет вразрез с пропагандой о том, что Грузия имеет права на отколовшиеся от нее республики.
Южная Осетия отметила 19-летие своей самостоятельности парадом, салютом, супер-длинным шашлыком и пышным приемом иностранных делегаций. Президент республики на праздновании подвел итог многолетней борьбы: «Сплотившись перед лицом смертельной опасности, наш народ стойко перенес выпавшие на его долю испытания, восстановил свою территориальную целостность и обрел долгожданную свободу и международное признание». Накануне праздника Южную Осетию признала Венесуэла, подкрепив такие же решения Никарагуа и России.
Подарок от Каракаса пришелся кстати. Эксперты предположили, что вслед за лидером среди латиноамериканских стран потянутся и другие государства, ведущие политику противодействия гегемонизму США. А президент Эдуард Кокойты, вдохновленный очередным признанием, решил больше внимания уделять внешнеполитическим связям. «Зная истинную цену миру и свободе, мы будем развивать равноправные и взаимовыгодные связи со странами ближнего и дальнего зарубежья, поддерживать любые шаги, направленные на укрепление международной безопасности», - заявил он. Кокойты призвал и руководство Грузии изменить гнев на милость и признать независимость Южной Осетии.
За право распоряжаться своей судьбой осетинский народ боролся все 19 лет с момента, когда Совет народных депутатов Юго-Осетинской автономной области провозгласил отделение от Грузии. Тбилиси хотел выйти из СССР, Цхинвал - остаться. Осетинские депутаты выпустили декларацию о создании Юго-Осетинской Советской Демократической Республикой (коротко ЮОСДР) в составе Союза.
Этому решению предшествовали военные действия конца 1989 года. 10 ноября осетинские депутаты преобразовали автономную области Грузинской ССР в автономную республику. Верховный Совет Грузинской ССР признал это решение неконституционным, и около 15 тысяч грузин устроили марш на Цхинвал, как говорят в Южной Осетии, чтобы показать «кто в доме хозяин». В результате стычек между участниками акции, осетинами и милицией шесть человек погибли, 140 - госпитализированы.
После объявления ЮОСДР Грузия о упразднила осетинскую автономию. В Цхинвале начались межэтнические конфликты и было введено чрезвычайное положение. В начале января туда вошли подразделения милиции и национальной гвардии Грузии. Им дали отпор осетинские отряды самообороны и местной милиции.
Спустя 19 лет Южная Осетия, наконец, может безбоязненно приглашать иностранных гостей. На днях республику посетили сочувствующие ей делегации из России, Сербии, Украины и Болгарии.
Зампредседателя Народной Скупщины республики Сербия Божидар Делич посетовал, что его страна, так же, как Советский союз была «разодрана на части». «И в последние десятилетия двадцатого века в моей стране прошло, по крайней мере, три войны. Тем не менее, то, что я видел сегодня, я не видел во время ни одной из трех войн. Ни в какой войне, ни в Хорватиии, ни в Боснии и Герцоговине, ни в Косово не подвергались разрушению школы, больницы и другие гражданские сооружения», - поделился впечатлениями Делич в интервью ИА «Рес».
По его словам, международное сообщество не оценило геноцид в Южной Осетии «должным образом». «Но мне было приятно, что на этих же встречах (по южноосетинской проблеме- ред) некоторые представители стран НАТО все-таки высказали слова осуждения против того, что совершила Грузия», - сказал серб.
Гость с Украины Анатолий Толстоухов представлял Партию Регионов, которая с самого начала осудила действия Грузии. По его мнению, режим Саакашвили нанес спланированный удар России, продолжая то, что было начато во время так называемых «цветных» революций.
По словам советника Президента Болгарии по взаимоотношениям с Россией и ЕС Петара Кынева, все увиденное им в Цхинвале говорит о том, что целью операции была этническая чистка населения. «Я своими глазами видел, как за короткое время разрушено такое количество домов и других зданий. Раны еще открыты, и я не верю, что они когда-нибудь исчезнут», - отметил спутник Кынева, болгарский депутат Драгомир Стойнев.
Перед российскими делегатами от парламента осетины отчитались в том, как идет восстановление республики на выделенные Москвой средства. Вице-спикер Юрий Дзиццойты показал отстроенные заново социальные объекты в Цхинвале, в том числе микрорайон «Московский», новый детский сад «Ручеек» и школу N6.
Как отмечает «Кавказский узел», иностранцев волновал вопрос возвращения грузин в Южную Осетию. Председатель парламента республики отметил, что депутаты не возражают против возращения беженцев, но только не тех, кто «принимал участие в военных действиях, убийствах наших граждан». «Чтобы они вернулись, необходимо, чтобы прошел какой-то психологический период, и народ забыл об этом, чтобы не происходило никаких эксцессов», - пояснил он.
Первым шагом к возвращению грузин в Южную Осетию могло бы стать признание независимости республики со стороны Тбилиси. Но чтобы это случилось, тоже должно пройти время. Как бы то ни было, у осетинского народа есть могучая воля к независимости, и пока она есть - никто не заставит его подчинятся недружелюбно настроенным соседям, которые хотели бы поглотить национальное своеобразие осетин.
«Мы осетины не являемся грузинами ни по крови, ни по происхождению. А нас хотели присоединить, чтобы за счет нас Грузия стала сильнее. Не просто приросла территориями. Мы, да и русские, считались в Грузии плохими, пока носили осетинские фамилии. Как только они становились «швили», они становились хорошими. Как человеческий материал они нас признаю. Как человеческий материал мы их все устраиваем», - как-то заявил в интервью GeorgiaTimes бывший министр культуры республики Кромвель Биазарти.
По его мнению, у каждого народа есть свои ценности, которые его «очеловечили». «И на основе тех ценностей, которые есть в наших книгах, я имею ввиду и нартовский эпос, можно будет построить государственные институты при наличии независимой Осетии», - уверен он в будущем своей Родины. На вопрос: воссоединиться ли когда-нибудь Южная Осетия с Северной в составе России, Базиарти ответил: «Если такая воля будет, то это будет показателем роста национального самосознания. На сегодняшний день этого нет».
Фото с сайта "Осетия-Квайса"