Осетины не спешили уходить, опустив бюллетень в урну избирательного участка в Москве, на улице Донской. Стояли в тени лип, беседовали, поджидали знакомых.
В руках у женщин, которые только что вышли из здания - большие белые папки, на которых изображена карта родной республики. Это - подарок каждому, проголосовавшему в Москве. Внутри папки - календарь и набор фотографий природы Южной Осетии. Осетинки говорят, что эти пейзажи можно повесить дома, как картины. «Но пришли мы сюда, конечно не за этим, мы даже не знали, что нам приготовили сюрприз», - смеются они.
На вопрос, за кого голосовали, отвечают одинаково: «За Осетию, за свободные выборы, за свободное волеизъявление нашего народа».
У Налы, приехавшей из Цхинвала в Москву почти 25 лет назад, осветленные почти белые волосы. На мое замечание, что она не похожа на осетинку, женщина отвечает: «А глаза? Посмотрите, ведь многие осетины светлые». Оглядываюсь - действительно, вокруг почти все зеленоглазые. «Вот вы говорите про волосы, а я ведь полностью поседела за несколько августовских дней», - продолжает Нала. У нее в Цхинвале живут родители, родственники. Она до сих пор не может понять, как в наше время можно было отдать приказ бомбить мирный, спящий город.
«Мы выстояли в этой страшной войне, и всему миру хотим доказать, что нам не просто подарили независимость, а мы ее заслужили. И мой народ на протяжении стольких лет боролся за то, чтобы мы могли свободно предъявлять свое решение на выборах. Ни на митингах, и не кулачными боями, как наши соседи в Грузии это делают, а цивилизованным путем. Пришли на участок, проголосовали, высказали свое мнение, и пятый созыв парламента республики Южная Осетия, я думаю, будет продолжать традиции парламентской работы. И я им желаю, чтобы все у них получилось. Самое главное - мы выстояли. А теперь надо жить. Строить молодое новое государство. Редкое, замечательное, христианское. Вот так», - с уверенностью говорит Нала.
Уточняю, за какую партию все-таки Нала и ее подруга отдали голоса. Отвечают - за «Единство». Как выясняется, дело даже не в программе этой партии, которая особо не отличается от всех других. Дело в том, что людей в ее списке голосовавшие знают лично и доверяют им. Южная Осетия - маленькая республика, и поступки, дела, высказывания, каждого известного человека становятся достоянием общества.
Что касается оппозиции, то потуги очернить правящую партию московские осетины всерьез не воспринимают. Главное обвинение в адрес президента и его окружения - медленные темпы восстановления республики. «В этом не Эдуард Кокойты, и не «Единство» были виноваты, просто деньги не сразу дошли из Москвы», - уточняет осетин-студент. Его окружают три стеснительные девушки-осетинки. Все они учатся в Москве на пиарщиков, юристов, журналистов, инженеров... Каждое лето ездят к родителям и надеются в конце обучения вернуться с дипломами в Цхинвал и участвовать в становлении своей Родины. Студент уточняет, что сам голосовал за «Единство», но среди его знакомых есть сторонники коммунистов и «Народной партии». «Фыдыбасту» он не упоминает.
Нала все оппозиционные выступления считает хорошо запланированной акцией по дискредитации руководства республики: «Напрямую нас не смогли уничтожить, теперь решили уничтожить путем информационных войн». По ее словам, «в Южной Осетии есть замечательные традиции демократии», и если кто-то хочет высказать несогласие - он может это сделать публично, без проблем. «И для этого не надо собираться и митинговать где-нибудь в России, Америке или той же Грузии. Для этого надо приехать в Осетию, потому что там люди живут. А то получается «без меня - меня женили», что ли? Смешно даже», - говорит она, имея ввиду выступления лидера «Фыдыбасты» Вячеслава Гобозова, который в последние годы живет в Северной Осетии, и отстраненного от руководства «Народной партией» Роланда Келехсаева, так и появившегося в Цхинвале в период избирательной кампании.
Ещё один собеседник GeorgiaTimes - Кромвель Биазарти считает, что в Южной Осетии, как и на всем постсоветском пространстве, пока нет полностью независимых партий. Идет процесс их становления, и пока различий между ними практически нет. «Все партии были за независимость, поэтому я голосовал за независимость, неважно за какую именно партию», - отметил Биазарти, родившийся и выросший в Цхинвале. «Я голосовал за создание государственности осетинской. Я голосовал, чтобы все, что я видел за четыре года (а я прошел все четыре войны, в прошлом году я за пять дней до начала войны был там, уехал потом через две недели), чтобы все это не повторилось», - подчеркивает он.
На участке в Москве проголосовало немногим более ста человек. Всего в выборах участвовали 81,93 процента избирателей от 52 с половиной тысяч, внесенных в списки граждан Южной Осетии. Большинство голосов - 46,38 процентов, по предварительным подсчетам, были отданы за «Единство», сообщили Georgia Times в пресс-центре ЦИК республики. Коммунистическая и Народная партии получили примерно одинаковое количество голосов - 22,25 и 22,58 процентов соответственно. «Фыдыбасте» («Отечеству») до прохода в парламент не хватило совсем немного - 0,7 процента. Она получила лишь 6,37 процентов голосов.