эти недвусмысленные предупреждения новоявленным «пиратам» под грузинским флагом, как в дело поспешил вмешаться Вашингтон.
Резкое заявление абхазского руководителя было сделано после того, как 16 августа у абхазских берегов было задержано турецкое судно Buket, шедшее под панамским флагом и пытавшееся доставить в абхазский порт 2000 тонн бензина и 700 тонн дизельного топлива.
За последний месяц грузинскими военными кораблями были задержаны четыре торговых судна, следовавших в Абхазию или возвращавшихся оттуда. Грузы на всех четырех были сугубо мирные: уголь, древесина, металлолом и т. п. Совсем недавно был задержан сухогруз Afro Star, шедший под флагом Камбоджи, но с российским экипажем. За нынешний год таких задержаний было 23, а за четыре последних года около 70.
По сути, Грузия желает установить военно-морскую блокаду Абхазии и не желает, чтобы кто-то ей в этом помешал. До грузинской агрессии в августе 2008 года задержания судов, доставляющих грузы в Абхазию без специальных разрешений грузинских властей, с определенными оговорками могли рассматриваться как внутреннее дело Грузии, хотя абхазские власти с такой постановкой вопроса никогда не соглашались. С провозглашением независимости Абхазии и ее признанием Россией ситуация резко изменилась.
Теперь Абхазия обвиняет Грузию в откровенном пиратстве, сравнивая действия грузинских властей с действиями пиратов из Сомали. Министр иностранных дел Абхазии Сергей Шамба заявил недавно, что даже сомалийские пираты и те приличнее поступают, «получив выкуп, они отпускают экипаж и корабль вместе с грузом, а в Грузии совершается просто беспредел - взимается штраф, отбирается корабль, а груз конфискуется». Далее глава абхазского МИДа добавил, что Абхазия оставляет за собой право «действовать соответственно».
Абхазский министр иностранных дел напомнил Тбилиси, что торговые суда из Грузии в Болгарию, Грецию, Украину и другие страны Черноморского бассейна идут как раз вблизи Абхазии, и ей есть чем ответить на пиратские действия Грузии. Иными словами, Абхазия предупреждает, что в случае продолжения попыток морской блокады своего побережья со стороны Грузии абхазские военные корабли могут начать силовое противодействие грузинским ВМС. В это противоборство могут быть втянуты корабли береговой охраны ФСБ России, поскольку Россия связана с Абхазией соглашением о совместной охране границы.
Сергей Багапш, как известно, уже договорился с российскими пограничниками о дополнительных мерах по охране морских рубежей Абхазии.
Но стоило Абхазии сделать эти недвусмысленные предупреждения новоявленным «пиратам» под грузинским флагом, как в дело поспешил вмешаться Вашингтон. Заместитель государственного секретаря США Филипп Гордон по поводу приказа Сергея Багапша об открытии огня по грузинским кораблям-нарушителям, заявил: «Этот факт вызывает нашу обеспокоенность, это именно тот этап напряжения, который мы пытаемся избежать. Отсутствие взаимопонимания и коммуникации может привести к новому конфликту, который может перерасти в широкомасштабный конфликт».
Почему-то ранее господина Гордона и госдеп не тревожили многочисленные факты захватов грузинскими катерами береговой охраны судов с мирными грузами, которые направлялись к берегам Абхазии. Но стоило Сергею Багапшу произвести «предупредительный выстрел», как тут, же высокопоставленный вашингтонский дипломат собирается вынести этот вопрос на обсуждение в ходе встречи в Женеве, которая пройдет 17 сентября.
«Мы должны работать вместе и вести переговоры с грузинской и российской стороной. Мы обязательно поднимем этот вопрос в ходе Женевской встречи и призовем стороны воздержаться от громкой риторики и ненужных действий, так как это может принести проблемы», - заявил Гордон. При этом госдеповский чиновник вновь проигнорировал мнение абхазской стороны.
Насколько реальна угроза возникновения крупномасштабных военных действий на Черном море? Вряд ли Грузия захочет в очередной раз потерять свой военно-морской флот, сильно поредевший в ходе пятидневной войны. Однако исключать очередной провокации со стороны Тбилиси нельзя.
Для Грузии важно в очередной раз представить себя жертвой со стороны «агрессивной и тоталитарной» России и лишний раз напомнить о необходимости принятия ее в евроатлантическое сообщество. Однако и Америке сейчас важнее не демонстрировать поддержку непредсказуемому грузинскому президенту, а поддержать начавшееся партнерство с Россией.
Устав ООН однозначно трактует блокаду морских портов государства как явные приготовления к агрессии. Таким образом, Абхазия может отвечать на такие действия превентивным ударом и обращаться к другим странам и организациям с просьбой о помощи, включая и военную.
Сухум не собирается атаковать грузинские порты, но если пиратские действия грузинской береговой охраны в отношении судов, следующих в Абхазию будут продолжаться, то заявления абхазских руководителей об использовании своих военно-морских сил, равно как и о совместных действиях с российскими пограничниками, могут из слов стать реальными фактами.