Теперь российские и абхазские пограничные катера будут задерживать морских нарушителей, вне зависимости от того, откуда они приплыли - из Грузии или откуда-то еще. Свою службу пограничники будут нести в 12-мильной зоне, прилегающей к абхазскому побережью. Протяженность территориальных вод Абхазии определена не случайно - согласно Конвенции ООН по морскому праву, каждое государство имеет право устанавливать ширину своих территориальных вод именно до этого предела, сообщает «Кавказский Узел».
Для совместной охраны, предусмотренной двусторонним соглашением в области военного сотрудничества, Россия выделит дополнительные средства, хотя ранее Сергей Багапш говорил о том, что республика в борьбе с грузинскими пиратами обойдется своими силами.
Грузинская сторона отреагировала на новость о российско-абхазском решении на удивление спокойно. Госминистр по вопросам реинтеграции Темур Якобашвили отметил, что Грузия не собирается вступать с Россией в конфликт на море, а единственное, что Тбилиси может противопоставить решению Багапша и Проничева - это международное законодательство. Отношение Запада к грузино-абхазскому конфликту на море, однако, на днях озвучил глава миссии ЕС в Грузии Хансйорг Хабер. На последней встрече, посвященной механизму по предотвращению и реагированию на инциденты с участием представителей абхазской и грузинской сторон, он заявил, что главное сейчас - не допустить эскалации напряженности в Черном море, а использование силы должно быть остановлено любой ценой.
Возможно, Брюссель попросту попытался самоустранился от этого обострившегося вопроса. Правда, Тбилиси и Сухум ожидают от международного сообщества большего участия. Так, министр иностранных дел Абхазии Сергей Шамба подчеркнул, что республика будет пытаться найти дипломатическое решение проблемы с захватами Грузией судов, следующих в Абхазию, на международном уровне. По словам главы внешнеполитического ведомства, для того, чтобы убедиться в эффективности пятистороннего механизма по предотвращению и расследованию инцидентов, необходимы практические шаги. «Если этот механизм должен способствовать стабильности и безопасности в регионе, недостаточно ограничиваться просто обсуждением проблем», - особо отметил министр. - Мы - люди терпеливые, и пока предпринимаем всевозможные шаги по дипломатическому решению проблемы, связанной с захватом танкеров и судов, следующих с мирными грузами в Абхазию и обратно».
Вероятно, у Запада еще будет возможность включиться в решение морской проблемы на предстоящем 17 сентября очередном раунде Женевских дискуссий. Однако после того, как Генеральная ассамблея ООН приняла грузинский вариант проекта резолюции о беженцах, участие в переговорах делегации Сухума становится весьма сомнительным. Так или иначе, первый и очень важный шаг для стабилизации обстановки на Черном море с помощью России уже сделан.