В резолюции указывается, что заинтересованные стороны должны разработать «график, который обеспечил бы добровольное, безопасное, достойное и беспрепятственное возвращение всех внутренне перемещенных лиц и беженцев, пострадавших в результате конфликтов в Грузии, в их дома».
Постпред Грузии в ООН Александр Ломая, представляя проект резолюции, назвал его главные цели. Это демонстрация «нравственной и юридической приверженности защите прав перемещенных лиц», предложение «отчетного механизма перед Генассамблеей» и расширение «географического охвата» Генассамблеи, которая отныне будет следить за судьбой грузинских беженцев из Южной Осетии. Тем самым грузинский дипломат признал, что этот документ носит чисто политический характер и практических результатов для грузинских беженцев из Абхазии и Южной Осетии иметь не может.
Прежде всего, в нем игнорируется позиция двух новых независимых государств, население которых неоднократно подвергалось этническим чисткам со стороны грузинского карательного корпуса. Однако в то время никого в ООН геноцид народов Абхазии и Южной Осетии не волновал.
Не получила должного осуждения и силовая акция грузинской армии против мирного населения Цхинвала в августе прошлого года. Зато сейчас, спустя год после тотального уничтожения югоосетинской столицы, Генассамблея ООН приняла очередную резолюцию по Грузии, в которой говорится, что Южная Осетия и Абхазия - составные части Грузии, и что Россия должна обеспечить условия для возвращения грузинских беженцев, покинувших республики во время предыдущих войн.
Резолюция «никак не будет содействовать укреплению доверия между грузинской, абхазской и югоосетинской сторонами, что является непременным условием решения, в том числе, проблем беженцев и временно перемещенных лиц», - заявил постпред РФ в ООН Виталий Чуркин. Российский дипломат указал, что предложенный Грузией документ имеет «политизированный и конфронтационный характер», не приемлем для Сухума и Цхинвала, к тому же Россия была единственной страной, которой этот проект не был представлен для ознакомления заранее. Постпред РФ в ООН, предложил в соответствии с процедурой прервать прения и не проводить голосования по проекту.
Однако его предложение было отклонено 64 голосами против 29. После этого Чуркин снял все свои поправки, объявив, что голосование показало существование группы государств, которые по-прежнему используют «двойные стандарты» и «политический подход» при решении гуманитарных проблем в зоне конфликта. В итоге за принятие прогрузинской резолюции проголосовали 48 стран, в том числе все государства ЕС, настроенные на возвращение к временам холодной войны.
Против принятия этой резолюции выступили 19 стран, среди которых Армения, Белоруссия, Алжир, Вьетнам, Лаос, Индия и Шри-Ланка и страны, не идущие на поводу у Запада, в том числе Боливия, Венесуэла, Зимбабве, Иран, Куба, Мьянма и Сирия. Еще 78 делегаций воздержались от голосования. После того как резолюция, которая, правда, носит только рекомендательный характер, все-таки прошла, Чуркин подчеркнул, что большинство национальных делегаций в Генассамблее воздержались при голосовании. Таким образом, они показали свое отношение к «сырым» грузинским предложениям, заметил дипломат.
Хотя позицию Тбилиси поддержала только треть участников Генассамблеи, это не помешало Михаилу Саакашвили тут же заявить о «дипломатическом поражении (Москвы), которое является позором для России». Правда, грузинский президент оговорился, что данная резолюция - первый подобный документ, принятый ООН после августовской войны прошлого года. Но со свойственной ему демагогической риторикой Саакашвили не преминул подчеркнуть, что «несмотря на кулуарную борьбу и другие методы, которые были использованы, все страны ЕС поддержали безусловное возвращение беженцев, поддержали территориальную целостность Грузии».
«Сегодня Россия потерпела дипломатический крах, - продолжал упиваться своими словами Михаил Николаевич. - Ни Грузия, ни здравомыслящие демократические международные силы не смирятся с тем, что произошло в 21 веке - агрессия, попытка оккупации и этночистка. Мы никогда не уступим наше главное право - право на свободу и право на территориальную целостность».
Однако, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что голосование в ООН проведенное с нескрываемой делегациями Запада политической подоплекой, отнюдь не означает радикальных изменений в судьбе грузинских беженцев. Решение этой гуманитарной проблемы лежит в совершенно иной плоскости. Нужен трудный и настойчивый поиск компромиссов, нужны огромные дипломатические усилия ООН и всех заинтересованных в разрешении конфликта сторон. А принятием очередной конфронтационной резолюции проблему не решить. Но зато можно порадовать грузинского протеже Вашингтона «дипломатическим поражением» России. Что весьма далеко от истины.
Фото telegraf.by