Одним из главных приоритетов для нынешнего грузинского руководства, без сомнения, является интеграция в Североатлантический альянс. Чтобы получить План действий по членству в НАТО (ПДЧ), как известно, необходимо провести ряд реформ - от социальных до военных. Для президента Михаила Саакашвили всегда было характерно делать акцент на совершенствовании вооруженных сил. Ведь по его логике сильная армия - это не только стандарт НАТО, но и опора для страны.
Августовский конфликт в прошлом году показал, что грамотно выполнять поставленные командованием задачи грузинская армия с помощью американских учителей так и не научилась. Наступательная операция на Южную Осетию провалилась по многим причинам. Это, как считают эксперты, и отсутствие единого руководства, и неэффективное использование цифровых технологий, и слабая поддержка с тыла, и неподготовленность оборонительных позиций, и пропасть в боевой подготовке контрактников и резервистов. Не говоря уже о том, что у Минобороны Грузии и в мыслях не было обезопасить страну от контрударов. Доходило до того, что армия вела огонь кассетными бомбами по своим собственным деревням и колоннам с югоосетинскими беженцами, а многие подразделения бежали с поля боя, оставив боевую технику, оружие с боеприпасами и бросив своих погибших.
После войны Саакашвили пообещал восстановить боеспособность своей армии и сделать ее «еще лучше». Начались перестановки в военном ведомстве, потекла финансовая помощь с Запада. Тем не менее, к зиме картина практически не изменилась. Эксперты Пентагона провели в ноябре секретное исследование, информация о котором просочилась в СМИ. Несмотря на то, что уже было закуплено новое вооружение и боевая техника, повышено денежное довольствие и построены новые базы, анализ показал: военные порядки армии Грузии шатаются из стороны в сторону. Теперь вооруженные силы стали слишком централизованы, но при этом их командование страдало склонностью к принятию импульсивных решений без достаточной проработки.
При этом в армии был нечетко определен порядок подчиненности, во главе Минобороны стояли руководители, отобранные на основе личных связей, но без профессиональных навыков и умений, как таковая отсутствовала доктрина национальной безопасности, писало издание The International Herald Tribune. Итоги оказались для Михаила Саакашвили неутешительными: у армии полностью отсутствует налаженная боевая подготовка и опыт, необходимый для эффективного управления войсками во всех командных инстанциях.
Правда, Саакашвили и его военное ведомство Грузии не собирались сдаваться. В опубликованном в феврале плане действий грузинской армии на 2009 год были определены основные приоритеты развития вооруженных сил. Первоочередными задачами были названы анализ итогов вооруженного конфликта в Южной Осетии, восстановление инфраструктуры, повышение качества воздушной обороны, развитие разведки и обучение квалифицированных кадров.
Весной зампредседателя объединенного комитета начальников штабов США Джеймс Картрайт побывал в Тбилиси и сказал, что у Грузии «хорошая армия». А, судя по нынешним оценкам натовских экспертов, Грузия успешно выполняет задачи ежегодного плана подготовки вооруженных сил страны. Правда, делегация НАТО как-то обошла стороной недавнее решение Михаила Саакашвили о назначении нового министра обороны Бачо Ахалая. Этот шаг, как известно, грузинская оппозиция расценивает, как целенаправленный развал армии.
Так или иначе, скоро в Афганистан отправится батальон солдат, которые сейчас проходят подготовку под руководством американских морпехов. И, думается, именно действия грузинских миротворцев, а не стройные колонны красиво одетых бойцов на парадах, смогут дать ответ на вопрос, в каком же состоянии сейчас находятся вооруженные силы страны. И если действия батальона в Кабуле окажутся неэффективными, то Тбилиси вправе ожидать из Пентагона новых гостей инкогнито.