В учениях «Щит-2009» принял участие батальон пехотной бригады, танковая рота, взводы первой и второй артиллеристской бригады, зенитный дивизион, а так же представители группировок специального назначения, передает GHN. В маневрах, проходивших под командованием начальника Объединенного штаба страны Деви Чанкотадзе, свои боевые навыки отрабатывали более тысячи военнослужащих. Была задействована и техника - танки, артиллерия и авиация. Известно также, что маневры «Щит-2009» по своему размаху стали самыми масштабными учениями грузинской армии после событий августа прошлого года.
Михаилу Саакашвили, принимавшему участие в мероприятиях по случаю завершения военных маневров, увиденное понравилось. «Наша страна пережила войну с Россией, имеет армию и стоит на ногах, - цитирует грузинского лидера «Новости-Грузия». - Я вижу сегодня, что порыв нашей армии и уровень знаний выше, чем когда-либо». По словам Саакашвили, очень важно, что во время учений был учтен боевой опыт, полученный вооруженными силами Грузии в августе прошлого года. Грузинский лидер поднял тост со словами: «Я не могу представить более ценную и важную профессию, чем службу в армии, - передает «Кавказский Узел». - Каждый из нас в долгу перед вами». С президентом согласились и депутаты парламента. Так, председатель комитета международных отношений Акакий Минашвили отметил, что теперь грузинская армия может рассчитывать на то, чтобы считаться самой боеспособной армией в регионе.
Утверждение, конечно, спорное, однако нужно понимать, что политики, очевидно, исходили из своих более ранних впечатлений о грузинской армии. Поэтому вполне вероятно, что Cooperative Longbow/Lancer 2009 и «Щит-2009» оказали влияние на боеспособность вооруженных сил. Что же касается боевых задач, стоявших перед военными во время маневров, то они включали в себя ликвидацию тактических запасов противника, вторгшегося на территорию Грузии. При этом, как сообщает телерадиокомпания «Мир», ставилась задача уничтожить до восьмидесяти процентов армии условного врага.
В свете последних событий на грузино-югоосетинском рубеже и приближения годовщины августовских событий, учения «Щит-2009», как, впрочем, и вся военная тематика на Кавказе стала особенно актуальной в мировом информационном пространстве. Комментируя напряженную ситуацию на границе, министр обороны Южной Осетии Юрий Танаев заявил, что Грузия до сих пор не отказалась от реваншистских планов. «Естественно, все прекрасно понимают, что вероятность новой вооруженной агрессии продолжает оставаться довольно высокой, - цитирует министра ИА «Рес». - Руководство Грузии ждет удобного момента, чтобы нанести удар исподтишка в спину нашей республики и нашей независимости». Вместе с тем, Танаев отметил, что явных признаков готовящегося вторжения пока нет, но в перспективе нападение «вполне реально».
Политологи же не склонны так сгущать краски. «Год назад Саакашвили жестоко просчитался, уповая, с одной стороны, на силу и помощь США, с другой - на слабость и неповоротливость России, - цитирует «Утро» эксперта Артема Драбкина. - Президент Грузии - не тот человек, который будет наступать дважды на одни и те же грабли - по крайней мере, до полного восстановления боеспособности своей армии».
К слову, сила грузинской армады также внушает политологам скепсис. «Сколько бы «доброхоты» ни пичкали Грузию оружием, этот корм будет не в коня, - приводит KM.ru метафору вице-президента Российской академии геополитических проблем Владимира Анохина. - Прошлогодние события убедительно показали, что, сколько бы ни приезжало в Грузию натовских инструкторов и ни поставлялось новейших систем вооружения, грузинская армия не становится от этого более дееспособной». По мнению Анохина, события августа прошлого года продемонстрировали то, что грузинская армия не способна эффективно воевать. «Это связано с ее недостаточной подготовкой и низким моральным духом», - считает эксперт.
Любопытную идею выдвинул президент исследовательского центра «Политическая аналитика» Михаил Тульский. «В этой ситуации для Саакашвили начинать новую войну - слишком рано, а вот поддерживать напряженность имеет смысл, - говорит политолог. - Новая война ему может понадобиться перед следующими выборами в январе 2013 года, когда появится необходимость консолидировать избирателей против «российской угрозы».
(Фото: Reuters)