По словам заместителя полпреда президента Южной Осетии Мераба Чигоева, на повестке дня стояло несколько проблем. Грузинская сторона поставила вопрос о стрельбе на грузино-югоосетинской границе 12 августа. По данным Тбилиси, огонь по грузинскому посту велся с территории села Мугут Знаурского района Южной Осетии. «Представители нашего министерства обороны подтвердили факт обстрела, - цитирует Чигоева ИА «Рес». - В связи с тем, что никто - и Южная Осетия в первую очередь - не заинтересован в том, чтобы такие инциденты происходили, мы заявили, что примем все меры для выяснения обстоятельств произошедшего».
По всей видимости, стрельба на границе стала следствием «разборок» среди местного населения. Однако в условиях напряженности в приграничье любой инцидент может трактоваться, как спланированная провокация. Поэтому представители молодой республики, пообещав разобраться, обратились к своим грузинским коллегам с просьбой пресекать всякие проявления криминала и на своей территории. «Мы заявили, что любой инцидент, в том числе обстрелы, ничего хорошего ни одной стороне не принесет, - отметил Чигоев. - Для предотвращения этих инцидентов и их обсуждения мы должны быть абсолютно честными и открытыми, чтобы не возникало чувства недоверия друг к другу».
С российской стороны замначальника главного штаба сухопутных войск России Сергей Антонов поставил вопрос о судьбе Александра Ковенцова, командира стратегического ракетоносца Ту-22, сбитого в небе Грузии во время августовских событий прошлого года. Как известно, на днях заместитель начальника Генштаба России Анатолий Ноговицын сообщил, что грузинская сторона через Международный Комитет Красного Креста передала данные по биологическим останкам и ДНК-коды. Сейчас идет их изучение. Однако в российском военном ведомстве надеются, что Александр Ковенцов до сих пор жив. Не так давно начальник управления Минобороны России по увековечению памяти погибших при защите Отечества Александр Кирилин заявил: есть данные, которые дают косвенные основания полагать, что летчик жив. «Найдено катапультное кресло пилота, обнаружены также его летный шлем и парашют, - цитировал Кирилина «Кавказский Узел». - Все говорит о том, что офицер, скорее всего, был захвачен в плен». Вероятно, информация грузинской стороны о судьбе Ковенцова будет обсуждаться на следующей встрече в рамках механизма по предотвращению инцидентов.
Еще одним пунктом переговоров стала судьба пятерых граждан Южной Осетии, которые, по сведениям Цхинвала, находятся у силовых структур Грузии. По словам Мераба Чигоева, трое из них были «фактически похищены» в октябре, а двое исчезли 8 августа прошлого года. «Хочу заметить, что они оба не являлись военнослужащими и оружия у них не было, - подчеркнул Чигоев. - Несмотря на предпринятые нашей стороной меры, до сих пор судьба этих граждан неизвестна». В этой связи югоосетинская сторона обратилась к наблюдателям миссии ЕС в Грузии с просьбой разобраться, но получила невразумительный ответ. «Они заявили нам, что по мандату наблюдатели не имеют право заниматься ни следствием, ни предварительной проверкой, - говорит Мераб Чигоев. - Они могут только ставить вопросы перед грузинской стороной. Однако грузинская сторона реальной информации по этим вопросам нам не предоставляет».
Примечательно, что вопрос о судьбе югоосетинских пленников стоит перед участниками переговоров по обсуждению механизма крайне остро. Более того, он уже становился причиной срыва переговоров. В этот раз переговаривающиеся стороны были настроены на конструктивный диалог и остались довольны прошедшей встречей, что вселяет оптимизм. И хотя Мераб Чигоев отметил, что встреча в Двани проходила «довольно сложно», заместитель полпреда президента Южной Осетии, тем не менее, подвел ей положительный итог. Им, по словам Чигоева, стала договоренность оперативно реагировать на инциденты, связанные с обстрелами и случаями неумышленного пересечения границы.
«Все участники были очень конструктивными, - цитирует Civil.ge руководителя миссии Евросоюза Ханса Йорг Хабера. - К прагматичному подходу в отношении задержания и похищения людей был общий подход - вернуть этих людей обратно. Надеемся, что так и будет». По словам Хабера, встреча прошла в «позитивной атмосфере». «Процесс продолжается, и надеюсь, что с течением времени мы достигнем конкретных результатов», - приводит «Новый Регион» слова начальника информационно-аналитического департамента МВД Грузии Шоты Утиашвили.
Ожидается, что очередная встреча по обсуждению механизма предотвращения инцидентов пройдет 4 сентября в приграничном с Южной Осетией грузинском селе Эргнети.