«Встречу можно назвать плодотворной, - цитирует РИА Новости зампреда представителя президента Южной Осетии по постконфликтому урегулированию Мераба Чигоева. - Мы успели обсудить организационные моменты будущих переговоров. Никто не ожидал, что эта встреча станет легкой прогулкой, потому что мы начинаем практически с чистого листа. Это новый формат».
Об одном из важнейших решений по реагированию на приграничные инциденты, принятых в Эргнети, рассказал представитель российской стороны - первый заместитель начальника главного штаба Сухопутных войск РФ Сергей Антонов. «Между участниками встречи будет организована круглосуточная «горячая линия» связи для постоянных переговоров с целью восстановления доверия и снижения напряженности в регионе, - приводит его слова ИТАР-ТАСС. - Для этого назначены соответствующие должностные лица». Сергей Антонов также сообщил, что стороны сошлись во мнении о необходимости проведения подобных встреч два раза в месяц, а при необходимости - и в чрезвычайном режиме. Также было согласовано, что они будут проходить в Грузии, на приграничной к Южной Осетии территории. Ближайшая встреча намечена на первую декаду мая также в грузинском селе Эргнети.
«Мы нацелены на обеспечение своевременного и адекватного реагирования на ситуацию в сфере безопасности, включая проведение совместных брифингов на регулярной основе, обеспечение безопасности важных объектов инфраструктуры, противодействие криминальной деятельности, обеспечение доставки гуманитарной помощи и решение других вопросов, которые могли бы затрагивать стабильность и безопасность с акцентом на предотвращение инцидентов и своевременное реагирование на них», - подчеркнул российский представитель.
С ним согласен и глава информационно-аналитического департамента министерства внутренних дел Грузии Шота Утиашвили. «Наша задача - обеспечить безопасность проживающих в регионе граждан, - цитирует его РБК. - Необходимо преодолеть процедурные вопросы для того, чтобы заработал механизм по предотвращению инцидентов». Утиашвили также выразил надежду на то, что во время майской встречи в Эргнети стороны полностью согласуют механизм по предотвращению инцидентов.
Отрадно, что после встречи ее участники настроены на эффективное сотрудничество в будущем. Это не просто аргумент в пользу состоятельности дискуссий в Женеве, это шаг вперед на пути рационального подхода к проблемам Южного Кавказа.
Как отметил по окончании переговоров присутствовавший на встрече руководитель миссии ЕС в Грузии Ханс-Йорг Хабер: «И Тбилиси, и Цхинвал, и Москва понимают необходимость диалога, - приводит его высказывание «Росбалт». - Пока говорить о результатах преждевременно, но главное, диалог начался. Несмотря на имеющиеся трудности, я расположен оптимистично. Мы работаем над конструктивным форматом, который не теоретически, а практически, будет работать на месте».
Конечно, не все в первый раз прошло гладко. Как сообщил Мераб Чигоев, пока неясно, на каком языке будут проходить переговоры в Эргнети. «Нам предлагали, чтобы язык был английский, но мы настаивали на русском языке, потому что нам всем будет удобнее работать, если мы будем общаться на русском языке, - приводит его слова «Газета». - Окончательного ответа от наших коллег мы не получили, но будем настаивать на этом».
Другой сложный организационный вопрос - сопредседательство. Цхинвал видит в этом качестве Россию и ЕС, Тбилиси - ЕС и ОБСЕ. Последняя, к слову, находится в регионе фактически на «птичьих правах», поскольку ее статус не определен, а мандат на территории Грузии истекает в июне. «Миссия ОБСЕ доживает последние дни в регионе, - констатирует Чигоев. - К тому же у нас серьезные вопросы к миссии, представители которой за несколько дней до войны покинули Южную Осетию». Таким образом, сопредседателями переговоров могут выступить Россия и/или ЕС. Резонно предположить, что наиболее выигрышным вариантом в разрешении южнокавказских противоречий будет участие и Москвы, и Брюсселя.
Но все эти оргвопросы, исходя из нынешнего тона участников дискуссии, решаемы. Огорчает лишь одно - ночью на грузино-югоосетинской границе опять были слышны выстрелы. Но теперь, с началом диалога в Эргнети, возникает надежда, что оружие на Южном Кавказе замолчит, а говорить будут дипломаты.