Начиная с середины прошлой недели ситуация на границе Грузии и Южной Осетии продолжает ухудшаться. После того, как в ночь с 29 на 30 июля Цхинвал и Тбилиси обвинили друг друга в применении силы, а на следующий день на мине подорвался автомобиль с мирными жителями, министерство обороны Южной Осетии 1 августа выступило с новым заявлением. «В 9:25 из грузинского населенного пункта Дици, приграничного с селом Еред Южной Осетии, было произведено два выстрела из миномета по наблюдательному пункту на территории республики, - говорится в заявлении. - Это свидетельствует о том, что грузинская сторона продолжает провокации в приграничных зонах Южной Осетии».
Тбилиси, в свою очередь, расценил эту информацию, как провокационную, а депутат грузинского парламента Бадри Басишвили назвал данные Цхинвала «полным абсурдом». «Возможность открытия огня с грузинской стороны практически исключена», - цитирует GHN. Заявление парламентария, тем не менее, слабо вяжется с признаниями местных жителей, которые, по сообщениям The Moscow Post, единогласно утверждают, что не только видели и слышали выстрелы, но даже сами чуть не стали их жертвами. Позже комментариями относительно инцидента обменялись внешнеполитические ведомства России и Грузии.
Как известно, 31 июля в грузинском селе Эргнети должна была состояться встреча по выработке механизмов предотвращения инцидентов в зоне грузино-югоосетинского конфликта. Эти встречи проходят при участии представителей Грузии, Южной Осетии, России и ЕС. Правда, запланированные переговоры так и не состоялись. Известно, однако, что представители правоохранительных органов Грузии и Южной Осетии все же провели неофициальную беседу, в ходе которой обсудили последние инциденты. Хорошо, что диалог продолжается.
Но, вряд ли подобная неофициальная встреча удовлетворила Цхинвал. Ведь накануне переговоров глава югоосетинской делегации Мераб Чигоев пообещал, что поставит вопрос о создании грузинской стороной незаконных постов и их оснащении наступательным вооружением на территориях, прилегающих к государственной границе Южной Осетии, передает «Росбалт». Вместе с тем, Чигоев рассчитывал обсудить последние инциденты на границе с представителями миссии ЕС, которые должны заниматься мониторингом в регионе. «У нас вызывает недоумение, что провокации осуществляются у наблюдателей ЕС под носом, - говорил Чигоев. - Это с их стороны или потворство или близорукость. И то и другое для нас неприемлемо. И мы будем ставить вопрос о том, чтобы наблюдатели ЕС выполняли свои обязанности в том объеме, в котором им предписано женевскими дискуссиями».
Евросоюз и его единственная оставшаяся в регионе мониторинговая миссия продолжают терять авторитет в глазах осетин. Сначала дежурный исполнительной власти ЕС сообщила РИА Новости, что ничего не слышала об обстрелах Цхинвала. А затем в миссии наблюдателей ЕС проинформировали, что не обнаружили на контролируемой грузинской стороной территории доказательств ведения огня в направлении столицы или других населенных пунктов на территории Южной Осетии, передает «Интерфакс». Вместе с тем, сотрудники миссии выступили с предложением обеспечить им доступ на территорию молодой республики для «всесторонней оценки».
Пока миссия ЕС ищет предлог для проникновения на территорию Южной Осетии, слово взяли Москва и Вашингтон. В телефонном разговоре замглавы МИД РФ Григорий Карасин и старший заместитель госсекретаря США Уильям Бернс сошлись во мнении, что сейчас важно не допустить вооруженных провокаций, которые могли бы привести к обострению и без того взрывоопасной обстановки на границе двух государств, передает РИА Новости.
К слову, мировое информационное пространство сейчас переполнено разговорами о возможности повторения прошлогоднего конфликта на Кавказе. Прогнозы политологов далеко неоднозначны, но большинство экспертов ожидают скорее новых провокаций, нежели полномасштабной войны. Среди них и заведующий отделом Института политического и военного анализа Сергей Маркедонов. «Я думаю, на сегодняшний момент для военных действий предпосылок все-таки меньше, - цитирует его KP.ru. - Я имею в виду то, что Грузия имеет меньше стратегических преимуществ. Что касается России, то она совершенно не заинтересована в тех планах, которые некоторые эксперты приписывают ей, - взятие под контроль Тбилиси или, допустим, оккупация Грузии». Подобные утверждения, как говорится, от лукавого.
(Фото: Reuters)