Договоренность создать механизм по предотвращению инцидентов в конфликтных зонах многие считали чуть ли не единственным достижением женевских переговоров. Решение политической головоломки о том, как примирить Грузию с независимостью Абхазии и Южной Осетии, в ближайшем будущем, скорее всего, найдено не будет. А вот наладить безопасную жизнь мирных жителей на приграничных территориях пытаются и конфликтующие стороны, и международные представители.
Впрочем, встреча была посвящена техническим вопросам, и «никаких других» не обсуждалось, заявил по ее окончанию Максим Гвинджия, заместитель министра иностранных дел Абхазии. Он рассказал, что участники договорились собираться один раз в две недели. Ближайшее заседание назначено на 28 июля в Гальском офисе бывшей миссии ООН.
«Эти встречи нацелены на предотвращение и расследование инцидентов, которые происходят на границе между Абхазией и Грузией», - еще раз напомнил Гвинджия. С начала года в республике несколько раз подрывались автомобили, совершались покушения на официальных лиц и работников силовых структур. С другой стороны границы тоже было неспокойно: там раздавались взрывы, в которых грузинские власти обвиняли абхазов. И те, и другие ждали, когда же, наконец, заработает давно анонсированный механизм предотвращения инцидентов.
Пикантным моментом в сегодняшних переговорах был формат участия ООН, наблюдатели которой были вынуждены покинуть Абхазию после того, как Россия наложила вето на продление неверно сформулированного мандата. Однако проблем не возникло. «Мандат миссии ООН истек 15 июня, но ООН будет председательствовать в рамках этого пятистороннего механизма по предотвращению инцидентов», - сообщил Гвинджия. Россию на встрече представляли сотрудники посольства, министерства иностранных дел и Пограничного управления. Абхазской делегацией руководил полномочный представитель президента в районе Руслан Кишмария.
«Контрольной» встречей назвал эти переговоры накануне министр иностранных дел Абхазии Сергей Шамба. Он подчеркнул, что руководство республики будет поддерживать создаваемый механизм, только если вместо политических тем будут обсуждаться конкретные вопросы. «Это первая встреча, и нам интересно, как она пройдет. Если мы увидим, что процессы идут вперед, наше участие станет еще более активным. У нас есть конкретные предложения, о которых мы говорили в формате Женевских переговоров», - цитирует Шамбу GHN.
Действительно, как заявил государственный министр по вопросам реинтеграции Темур Якобашвили, переговоры не несли политической нагрузки. В свою очередь грузины не ожидали от визита в Гали особых прорывов в отношениях с соседями. По всей видимости, они были рады хоть какой-то возможности наладить контакты после августовских событий прошлого года. «Эта встреча является важной в том смысле, что это первый контакт с сепаратистами (так официальный Тбилиси именует сейчас власти независимой Абхазии - ред.) после войны. Проведение подобных встреч очень важно для предотвращения каких-либо провокаций», - отметил Якобашвили.
По подсчетам директора департамента международных организаций МИД Грузии Серги Капанадзе, в результате инцидентов, которые произошли в зоне конфликтных регионов с осени прошлого года, до настоящего времени, погибло 19 человек, а несколько десятков человек получили ранения. Грузинская сторона заявляла о фактах похищения жителей Гальского района и покушениях на миссии международных наблюдателей. Поэтому переговоры по предотвращению инцидентов Капанадзе тоже приветствовал.
В целом положительно отнесся к проведению встречи и председатель комитета по вопросам евроинтеграции Давид Дарчиашвили. Такое «хождение шаг за шагом в этом направлении способствует в будущем вводу международных наблюдателей и созданию международного формата», высказал Дарчиашвили свою мечту. А вот вице-спикер парламента Грузии Паата Давитая от разговора с абхазами «добра не ждал», отмечает сайт так называемого правительства Абхазии в изгнании «Наша Абхазия»
Однако руководитель грузинской делегации, представитель МВД Шота Утиашвили ехал в Гали, прекрасно понимая, что переговоры будут носить «ознакомительный» характер. А в дальнейшем, надеется Утиашвили, грузины и абхазы договорятся о свободе передвижения жителей Гальского района в соседние, уже теперь заграничные Зугдидский и Цаленджихский районы Грузии и обратно.
Темур Якобашвили даже доволен тем, что на встречах в Гали исключена политическая тематика. Благодаря этому они меньше напоминают министру четырехсторонние встречи с участием российских миротворцев и представителей миссии ООН 2004-2006 года в селе Гальского района Чубурхинджи. «Тогда мы встречались с российской стороной, и они учили и нас и сепаратистов уму-разуму», - отметил министр. Однако идея создания механизма по предотвращению инцидентов родилась именно как попытка применить успешный опыт чубурхинджских встреч, прерванных после спецоперации Грузии в Кодорском ущелье.
Взаимное уважение, проявленное участниками на переговорах в Гали, не ускользнуло и от внимания представителей международных организаций. «Было приятно видеть, что на сегодняшней встрече грузинская и абхазская стороны проявляли гибкость, а это является позитивным фактором», - заявил, вернувшись из Гали в Зугдиди, руководитель миссии наблюдателей ЕС в Грузии Ханс-Йорг Хабер. А спецпредставитель генсека ООН Йохан Вербеке особенно отметил, что уважение «имеет решающее значение для прогресса в переговорах». На его взгляд, встреча прошла продуктивно.
В стороне от переговоров по предотвращению инцидентов осталась лишь Южная Осетия. Она бесплодно добивалась реакции Тбилиси и международных организаций на похищение своих граждан грузинскими силовыми структурами. Так ничего и не узнав об их судьбе, Цхинвал отказался от участия во встрече.