«В преддверии встречи в Женеве мы провели обстоятельные консультации с союзниками из Сухума и Цхинвала, а также представителями Евросоюза, - информирует МИД России. - Очевидно, что складывающаяся в Закавказье новая ситуация требует серьезного переосмысления, в том числе и в отношении формата и перспектив женевских дискуссий». В этих условиях, по мнению российской стороны, еще большее значение приобретает необходимость заключения обязывающих документов о неприменении силы между Грузией, Абхазией и Южной Осетией, а мировое сообщество должно иметь прочные гарантии того, что страшная трагедия августа прошлого года не повторится.
Москва уже не раз выступала с подобными инициативами, однако Тбилиси не раз открещивался от подписания «пакта о ненападании» с молодыми республиками, мотивируя это соглашением Медведва-Саркози и работой международных наблюдателей на Южном Кавказе. Сейчас, когда миссии ООН и ОБСЕ покидают регион, а грузинское внешнеполитическое ведомство бьет тревогу по поводу российских баз в Абхазии и Южной Осетии и из-за проводимых плановых учений «Кавказ-2009», именно соглашение о неприменении силы должно было бы снять все опасения.
«Вопреки конструктивной позиции России в пользу сохранения полевых миссий ОБСЕ и ООН в Закавказье, западные партнеры и Грузия делают все возможное для свертывания работы международных наблюдателей в этом неспокойном регионе, - говорится в заявлении российского МИДа. - Между тем обстановка на границах остается напряженной: грузинская сторона продолжает концентрировать вооруженные силы вблизи границ Абхазии и Южной Осетии». На Смоленской площади подчеркивают, что на фоне сохраняющейся внутриполитической нестабильности в Грузии, дальнейшего ухудшения социально-экономического положения ее населения все это чревато новым всплеском напряженности.
Многие аналитики сейчас говорят о том, что для женевских дискуссий настал «звездный час». Единственная оставшаяся площадка для проведения прямых переговоров между Тбилиси, Сухумом и Цхинвалом должна, наконец, оправдать свое назначение. За более чем полугодовую историю этих переговоров некоторые их участники успели уже усомниться в перспективности швейцарских встреч. Так, в последнем, майском раунде Сухум чуть было не отказался от участия в дискуссиях. Как известно, генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун тогда не успел к началу переговоров завершить, как обещал, свой доклад по ситуации на Южном Кавказе. В итоге документ был представлен лишь на второй день дискуссий. Соответственно тогда прилетела в Швейцарию и абхазская делегация. А на днях под вопросом оказалось участие в шестом раунде представителей Цхинвала. Дело в том, что грузинская сторона до сих пор не выполнила принципиальное требование Южной Осетии - предоставить данные о судьбе трех удерживаемых в Грузии осетин.
Тем не менее, накануне молодые республики подтвердили, что отправят своих представителей в Женеву. «Мы будем участвовать в переговорах до тех пор, как они будут конструктивными и интересными для нас, - цитирует «Газета» замглаву абхазского МИДа Максима Гвинджию. - Мы также не против провести прямо на границе с Грузией экспериментальную пятистороннюю встречу по предотвращению инцидентов в зоне конфликта». Что же касается Южной Осетии, то в Цхинвале все еще надеются убедить международное сообщество в необходимости подписания с Грузией договора о ненападении. Об этом заявил глава югоосетинского МИДа Мурат Джиоев.
Любопытно, что и грузинская сторона поедет в Швейцарию со своими конкретными предложениями. «Хорошо, что переговоры состоятся, и не возникло их срыва, - приводит «Новый Регион» слова замминистра иностранных дел Грузии Александра Налбандова. - Мы готовы к дискуссиям и представим реальные предложения по решению проблем беженцев». Также стало известно, что на переговорах грузинская делегация будет говорить о нарушениях прав человека в конфликтных зонах и механизмах по предотвращению инцидентов, передает ИА Trend со ссылкой на председателя «альтернативного правительства» Абхазии Гию Барамию. Он также пообещал, что представители Тбилиси поднимут такие острые темы, как гарантии безопасности и необходимость возобновления диалога с абхазской и осетинской сторонами.
Предложения, безусловно, хорошие, вот только слова представителей Грузии нередко расходятся с делом. Лишнее тому подтверждение - отложенный, похоже, в долгий ящик механизм по предотвращению инцидентов, который, по сути, является единственным успехом переговоров в Женеве. И, пожалуй, только конкретные результаты шестого раунда могут спасти эти переговоры