«Имеется много моментов и условий, при которых Южная Осетия может отказаться от участия в шестом раунде, намеченном на 1 июля, - цитирует Бориса Чочиева ИТАР-ТАСС. - Грузия до сих пор не предоставила данных о трех похищенных с территории республики гражданах Южной Осетии, среди которых один несовершеннолетний. Это уже стало причиной срыва встречи по предотвращению инцидентов, также проводимых в рамках женевских дискуссий».
Как известно, третья по счету встреча в рамках механизма по предотвращению инцидентов, запланированная на 11 июня, так и не состоялась. Цхинвал заранее сообщил ОБСЕ и ЕС о том, что переговоры с грузинской стороной будут возможны лишь в том случае, если Тбилиси предоставит информацию о похищенных осетинах. Грузия, однако, попросту проигнорировала это требование. Вместо грузин работают представители ЕС, приводило РИА Новости слова Бориса Чочиева.
Осетинский полпред тогда довольно жестко прокомментировал абсурдную ситуацию с реализацией механизма. «Грузия прячется за ЕС, ОБСЕ, ООН, - отметил он. - И эти организации решают проблемы за Тбилиси. Если грузинская сторона сама ничего не может, тогда зачем она представлена отдельной стороной в механизмах?». Риторический вопрос не нашел отклика в умах европейских экспертов. Спецпредставитель ЕС Пьер Морель со товарищи отправились в столицу Южной Осетии, очевидно, в расчете на молчаливое согласие республики по вопросу участия в женевских дискуссиях. Однако Цхинвал на сей раз занял принципиальную позицию. Перед сопредседателями переговоров были выдвинуты обоснованные требования. Иначе, какой толк от встреч в Швейцарии?
Более того, молодая республика готова внести в повестку собственные инициативы. Так, Чочиев представил Морелю план укрепления безопасности и стабильности в регионе. «Согласно этому плану, необходимо согласовать и подписать меморандум о неприменении силы со стороны Грузии, после чего создать международную структуру, контролирующую соблюдение этого меморандума, - подчеркнул полпред. - Сегодня США, Украина и другие страны открыто заявляют о намерении и дальше вооружать Грузию. В день выборов в парламент здесь было предотвращено несколько терактов. Все это говорит о том, что Грузия, вместо того, чтобы рассмотреть вопрос подписания меморандума о неприменении силы, занимается подготовкой терактов и провокаций».
До сих пор международные организации не брали в расчет аргументы Цхинвала. Какова будет их нынешняя реакция? Пока складывается ощущение, что ООН, ОБСЕ и ЕС обращают внимание на молодые республики лишь в том случае, когда с ними общаются достаточно ультимативно. Лишнее тому доказательство - задержанный на три дня майский доклад генсека ООН по ситуации на Южном Кавказе. Как известно, документ увидел свет лишь после того, как абхазская делегация отказалась ехать на пятый раунд переговоров в Женеве по причине отсутствия заключения Пан Ги Муна. Однако, как показало дальнейшее развитие событий в Совете Безопасности, и этого оказалось недостаточно. Поддержав территориальные амбиции Михаила Саакашвили, ООН обрекла себя на то, что ее миссия в регионе будет свернута.
Сейчас по тому же пути рискует пойти и ОБСЕ. Причем шансов на понимание со стороны Вены у Цхинвала куда меньше. За все время обсуждений статуса Южной Осетии и условий работы наблюдателей этой организации не было ни одной подвижки. По мнению постпреда России при ОБСЕ Анвара Азимова, военная авантюра грузинского руководства против республики в августе прошлого года усугубила «системный кризис», который переживает организация после вооруженной агрессии НАТО против бывшей Югославии. «Поведение ОБСЕ и ее полевой миссии в Грузии накануне, во время и после августовских событий прошлого года однозначно свидетельствует о том, что организация не справилась с возложенными на нее задачами в сфере конфликтного урегулирования», - цитирует Азимова газета «Известия».
По словам Азимова, в Хартии европейской безопасности прописано, что ОБСЕ является одним из ключевых инструментов раннего предупреждения, предотвращения конфликтов, регулирования кризисов и постконфликтного восстановления. «Ни в одном из указанных четырех компонентов в августе прошлого года ОБСЕ не подтвердила свою релевантность, - говорит российский дипломат. - За нее это сделала Россия в рамках усилий по принуждению к миру, в полном соответствии с нормами международного права и обязательствами по Уставу ООН, а также совместно с председательствовавшей в тот период в Евросоюзе Францией».
Таким образом, неспособность непредвзято взглянуть на трагические события августа прошлого года и сложившиеся после этого новые геополитические реалии может привести к тому, что Кавказ останется не только без миссий ООН и ОБСЕ, но и без женевских переговоров - единственной ныне площадки для прямого контакта и обсуждения насущных проблем конфликтующих сторон. Вряд ли это добавит авторитета международным организациям, рьяно отстаивающим свое право на участие в миротворческой деятельности.
(Кадр телеканала «Россия»)