Организация Объединенных Наций прощается с Южным Кавказом - более чем пятнадцатилетняя история миссии ООН на границе Грузии и Абхазии подошла к концу. Накануне официальный Сухум всерьез и не без оснований рассчитывал на то, что в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке геополитические интересы крупных игроков все же уступят место соображениям мира и спокойствия в беспокойном регионе. Напрасно. Как сказал по итогам заседания постоянный представитель России при ООН Виталий Чуркин: «Наши партнеры продолжили гоняться за политическими химерами, - цитирует РИА Новости. - Они предпочли яд лекарству».
Но обо всем по-порядку. Заседание Совета Безопасности началось с того, что группа из семи стран вынесла на обсуждение проект резолюции о техническом продлении мандата миссии ООН в Грузии и Абхазии на две недели. Любопытно, что в документе содержались прямые ссылки на три последние резолюции Совбеза по данной теме. Причем одна из них была принята еще до событий августа 2008 года и подтверждала «территориальную целостность» Грузии. Реакцию российской стороны представить несложно.
«Этот документ отрицает существование Абхазии как государства, - приводит слова Виталия Чуркина ИТАР-ТАСС. - Очевидно, что согласиться на это мы не могли. Сейчас в регионе существует новая политическая реальность». Российский дипломат подчеркнул, что прежний мандат миссии ООН фактически прекратил свое существование в связи с грузинской агрессией против Южной Осетии в августе прошлого года и последующим выходом Грузии из Московского соглашения о прекращении огня и разъединении сил от 14 мая 1994 года. «В продлении мандата нет смысла, поскольку он построен на старых реалиях, - отметил Чуркин. - Гарантировать соседям Грузии ненападение с ее стороны, содействовать поддержанию стабильности и безопасности в этом регионе мог бы только новый режим безопасности на грузино-абхазской границе».
Российская сторона пошла на встречу и предложила ООН компромиссный вариант технического продления мандата миссии. Инициатива Москвы не содержала ссылок на предыдущие резолюции Совбеза и продлевала мандат наблюдателей на месяц - до 15 июля. «Идея еще одного технического продления ни нам, ни абхазам не нравится, - прокомментировал проект Чуркин. - Совбез не может подсаживаться на иглу технического продления и бесконечно идти на такой шаг. Но мы готовы рассмотреть эту идею при условии, что будут сняты политически неприемлемые аспекты».
Пойдя на значительные уступки, Россия, очевидно, давала ООН время для проработки нового мандата - ведь для этого были все основания. Как известно, генеральный секретарь организации Пан Ги Мун в своем майском докладе о ситуации на Южном Кавказе довольно детально описал свое видение новой миссии в Грузии и Абхазии. О взглядах генсека положительно отозвались и Москва, и Сухум. Да и предложения России о техническом продлении миссии, по словам Виталия Чуркина, шли в русле рекомендаций Пан Ги Муна и могли бы стать реалистичной основой для продолжения конструктивного международного взаимодействия на базе присутствия ООН в регионе. Тем не менее, инициатива Москвы была отвергнута.
«Коль скоро возникли такие противоречия, которые несовместимы с жизнью миссии и с возможностью подготовить новый проект резолюции, может быть лучше дать спокойно этой миссии уйти в небытие», - сказал РИА Новости Виталий Чуркин. Действительно, 15 июня для ООН настал момент истины, и истина эта, надо сказать, выставила уважаемую организацию не в лучшем свете. Совет Безопасности предпочел руководствоваться «допотопными», как назвал их Виталий Чуркин, документами, предпочитая не вспоминать нападение грузинских войск на Цхинвал в августе прошлого года.
Выходит, теперь любая страна, имеющая территориальные противоречия, может решать все проблемы силовым путем. Дурной пример, как известно, заразителен. По сути, Совбез пошел наперекор генсеку и основополагающим документам ООН, в которых прописано право наций на самоопределение. Поэтому неудивительна реакция Пан Ги Муна, который выразил искреннее сожаление тем, что в Нью-Йорке так и не смогли прийти к согласию. Как, впрочем, неудивительна и циничная реакция «глубоко разочарованных» Соединенных Штатов.
Теперь миссия ООН покидает Южный Кавказ. Глава МИД Абхазии Сергей Шамба отметил, что это - «ожидаемый результат». По его словам, руководство Абхазии, судя по информации, поступавшей из ООН, предполагало, что это случится. «Такая неконструктивная позиция стран-членов Совета Безопасности ООН уже ставила под сомнение возможность продления миссии», - сказал Шамба. Требование руководства Абхазии и его позиция, по мнению Сергея Шамбы, были вполне логичны и обоснованны. Абхазская сторона выступала за то, чтобы миссия ООН не была представлена в государстве, которое не имеет отношения к Грузии.
Сергей Шамба сказал, что Сухум не будет препятствовать или ускорять вывод миссии ООН с территории республики, передает РИА Новости. В конечном итоге Абхазия ничего не теряет от этого. Ничего не приобретает от этого и официальный Тбилиси. Как говорится, сколько не повторяй слово «халва», а во рту слаще не станет - сколько не тверди о пресловутой территориальной целостности Грузии, а утраченные по вине нынешнего режима регионы не вернешь. А вот отношения с новыми ближайшими соседями все равно рано или поздно выстраивать Тбилиси придется.
(фото: Scanpix)