Пьер Морель запланировал свой визит в российскую столицу еще в середине прошлой недели - когда стало известно, что Совбез ООН не пришел к единому мнению относительно будущего миссии организации на Кавказе. Более того, после 30-го июня, когда истечет мандат ОБСЕ, миссия Евросоюза останется единственной международной миротворческой организацией в регионе. Поэтому Морелю в Москве есть, что обсудить со своими российскими коллегами.
В последнее время из Грузии слышны призывы наделить миссию ЕС на Кавказе дополнительными полномочиями, которые позволили бы ее сотрудникам не только наблюдать за происходящим и информировать международное сообщество, но и подключаться к событиям на границах с Абхазией и Южной Осетией. Вместе с тем, официальный Тбилиси также настаивает на допуске международных наблюдателей на всю территорию Южного Кавказа, а значит и на территорию молодых республик. Иными словами, подтвердить пропагандистский тезис о «территориальной целостности Грузии», поскольку штаб-квартира миссии расположена в Тбилиси. И если первое предложение в силу ухода из региона миссий ООН и ОБСЕ более-менее жизнеспособно, то второе, безусловно, неприемлемо ни для Цхинвала, ни для Сухума, ни для Москвы.
Еще в прошлом году президент Абхазии Сергей Багапш предупредил, что наблюдателей Евросоюза в молодой республике не будет ни при каких условиях. С тех пор позиция официального Сухума не менялась. На днях глава МИД Абхазии Сергей Шамба, сообщила газета «Известия», сказал: «Европейский союз присутствует в регионе с неприемлемым для Абхазии мандатом, и на нашей территории присутствовать не будет». По словам абхазского министра, ЕС демонстрирует явно недоброжелательное в политическом смысле отношение к молодой республике, заявляя о том, что никогда не признает Абхазию, тем самым «оказывая давление на страны, желающие признать нашу республику».
В том, что к миссии ЕС сейчас особого доверия нет, виноваты, в первую очередь, сами «миссионеры» - за время, прошедшее с августа прошлого года, у международных экспертов были все возможности для того, чтобы продемонстрировать свой профессионализм. Однако инертность в расследовании приграничных инцидентов и безоговорочная поддержка, оказываемая Грузии, сформировали мнение об этой миссии, как о наименее объективной, а главное - эффективной. Хотя сейчас у Брюсселя появляется шанс исправить такое впечатление. Визит же Пьера Мореля в Москву, возможно, может стать шагом в этом направлении.
Не стоит забывать, что Евросоюз также выступает сопредседателем женевских встреч по стабилизации обстановки на Южном Кавказе - единственной на сегодняшний день переговорной площадки, где напрямую контактируют Грузия, Абхазия и Южная Осетия. Очередной, шестой раунд дискуссий должен пройти 1 июля, однако и тут ЕС создал себе серьезные проблемы.
Дело в том, что достигнутый в Женеве первый успех - механизм по предотвращению инцидентов - до сих пор не вступил в силу. Во-первых, не решен вопрос с председательством, а во-вторых, не выполнено требование Цхинвала - не предоставлена информация о судьбе трех осетин, находящихся в грузинских тюрьмах. Все это привело к тому, что очередная встреча представителей Южной Осетии и Грузии под эгидой евронаблюдателей, намеченная на 23 июня, не состоялась. Руководитель миссии ЕС на Кавказе Ханс Йорг Хабер уже выразил свое сожаление по этому поводу. Однако, в сложившейся ситуации, было бы лучше приложить все усилия для долгожданного запуска оговоренного механизма.
Недаром российская сторона сейчас ведет консультации с ОБСЕ. 4 июня замглавы российского МИДа Григорий Карасин выступил на заседании постоянного Совета организации и призвал коллег продолжить работу над новым мандатом миссии. Спустя две недели постпред России в ОБСЕ Анвар Азимов подтвердил заинтересованность Москвы в сохранении полевого присутствия организации в регионе, в том числе работу военных наблюдателей в районах, прилегающих к Южной Осетии.
«Их присутствие там необходимо, чтобы помочь лучше отслеживать и предотвращать новые проявления агрессивных планов Тбилиси в отношении своих соседей», - цитировал Азимова «Интерфакс». Вместе с тем, российский дипломат выразил надежду на «более эффективное выполнение мониторинговой миссией Евросоюза своих функций по предотвращению подобных устремлений Тбилиси». Намек Азимова, думается, весьма прозрачен.
«Нравится это или нет, но изменившийся политико-правовой ландшафт требует новых механизмов содействия стабильности и безопасности в столь чувствительном регионе, которые должны вырабатываться при непосредственном участии абхазов и осетин, - считает Анвар Азимов. - Это наша принципиальная позиция, которая, хочу подтвердить, не может быть предметом торга». Что ж, теперь слово за Евросоюзом.