Владимир Николаевич Карпов - советский разведчик, отдавший работе за рубежом всю жизнь. Российскому читателю он известен как автор книг о советской разведке. Владимир Николаевич скончался в 2007 году. Незадолго до смерти он поделился с корреспондентом GTimes информацией об одной из самых законспирированных спецслужб мира - знаменитого израильского "Моссада".
- Спецслужбы Израиля родились задолго до появления на свет Государства Израиль. Первые боевые группы были у поселенцев-сионистов в конце XIX - начале XX века. Еврейские эмигранты из Европы, которые бежали от гитлеровского режима в британскую Палестину, создали свои силы самообороны - ЦАХАЛ - и разведывательное управление - "Аман". Эти структуры, пусть и в реформированном виде, действуют по сей день. "Моссад" был создан несколько позже, в 1951 году.
Колоссальную роль в становлении "Моссада" сыграл эмигрант из Российской Империи по имени Иссер Харел. Когда он семнадцатилетним мальчиком прибыл в Палестину, с собой у него была буханка хлеба, а в ней - пистолет. Много позже первый президент Израиля Давид Бен-Гурион назначил Харела руководителем "Моссада". Про Иссера Харела в самом "Моссаде" шутили, что "он бы мог съесть Лаврентия Берию на завтрак". Именно Харел - творец доктрины "Израиль - это осажденная крепость". С теми, кого Харел считал врагами еврейского народа, он расправлялся без пощады, не стесняясь в средствах, и делалось это филигранно. Например, он лично руководил операцией по похищению в Аргентине Адольфа Эйхмана.
Смело скажу, что израильские спецслужбы еще в конце сороковых годов стали "большой дубинкой" Запада в арабском мире. О стратегических интересах США на Ближнем Востоке в это время известно всем. Это иракская монархия, Сирия, шахский Иран, бывшие британские колонии в регионе Персидского залива. Спецслужбы Израиля, в благодарность за помощь, оказанную Западом во время первой арабско-израильской войны 1947-1949 годов, согласились быть этой "большой дубинкой", готовой в любой момент нанести удар в арабском мире. Что Израиль и делает по сей день. Это истории с покушениями на Анвара Садата, на лидеров Организации освобождения Палестины, включая Арафата, заканчивая последними событиями в арабском мире. Израиль, вероятно, не отдает себе отчет в том, что такая конфронтация приведет государство к гибели. У арабского мира есть нефть, газ, пассионарное население - в общем, все. У Израиля нет ничего, кроме расслабляющей соли Мертвого моря.
- Что интересовало Израиль на Ближнем Востоке?
- Я расскажу только об отдельных эпизодах. Во времена Гамаля Абдель Насера израильтян очень беспокоили ракетные войска Египта. Ракеты малой и средней дальности производились в строжайшем секрете и испытывались в глубине пустыни. Израилю удалось разведать, что египетские ракеты средней дальности летают на шестьсот-семьсот километров, следовательно, способны превратить Израиль в руины. Было решено любым путем остановить выпуск этих ракет, и "Моссаду" удалось это сделать. Каким образом? Созданием этих ракет руководили военные инженеры из Германской демократической республики. Инженеры-немцы стали получать письма с угрозами и посылки со взрывчаткой. Они поняли, что это всерьез, и стали уезжать из Египта. Вскоре выпуск ракет в Египте был остановлен. Агенту "Моссада" удалось внедриться и в сирийскую "оборонку", которая в то время тоже занималась производством ракетного оружия. Агент "Моссада" работал не абы где, а в ближайшем окружении министра обороны Сирии, под легендой полковника-сирийца. Успехи "Моссада" были таковы, что по ряду вопросов, касающихся стран Персидского залива, израильтян консультировал лично король Марокко.
Читайте также Ближний Восток:менора против полумесяца
- Как обстояли отношения с другими спецслужбами?
- В 1948 Советский Союз был вторым в мире государством, признавшим Израиль. После Шестидневной войны ситуация резко ухудшились, обе страны разорвали отношения, следовательно, были отозваны дипломаты. За евреями-иностранцами следило Второе управление КГБ. Согласитесь, создавать в таких условиях агентурную сеть крайне затруднительно.
Единственными местами, где могли действовать агенты "Моссада", были немногочисленные советские синагоги. Там можно было подпольно распространять соответствующую литературу, подложив ее в иудейские молитвенники или сборники мидрашей. Но это, сами понимаете, нельзя считать полноценной работой.
Израильские разведчики выходили из положения с помощью своих партнеров из спецслужб стран НАТО, которые активно работали в СССР. С 1951 года в этом направлении "Моссаду" помогала британская "Интеллидженс Сервис", ЦРУ США, французская DGSE. Правда, отношения израильтян с французами потом подпортила Шестидневная война. Накануне этой войны "Моссад", пользуясь расположением галлов, угнал из Шербура ракетные катера.
При Маргарет Тэтчер "Моссад" поссорился с британцами. По договору о сотрудничестве "Моссад" должен был делиться собранными разведданными с британцами, однако очень часто не делал этого. К примеру, в руки британцев так и не попал ряд очень важных сведений по Ирландской республиканской армии (ИРА), собранных "Моссадом". В результате в Ольстере происходили теракты, гибли гражданские лица, британские военные и полицейские. Почему "Моссад" не делился с британцами? Он боялся скомпрометировать свою агентуру внутри руководства ИРА. Отношения между "Моссадом" и разведкой Британии были возобновлены только в 2000 году.
А со Штатами у Израиля получилось совсем нехорошо. Во время президентства Джона Кеннеди "Моссад" через американских евреев похитил ядерные секреты США. Кеннеди был взбешен, разрыв всех отношений был налицо. Не исключаю, что к убийству в Далласе приложил руку именно "Моссад".
Читайте также Ядерный вентилятор Израиля
- Расскажите подробнее о работе "Моссада" в СССР.
- До разрыва советско-израильских отношений "Моссад" активно работал в СССР, а советская разведка работала в Израиле. Полученные разведданные "Моссад" охотно передавал ЦРУ США. Например, когда американцы заинтересовались секретным докладом Никиты Хрущева на знаменитом XX съезде КПСС, то израильтяне охотно поделились этим содержанием с дружеской Америкой. ЦРУ обещало за слова Никиты Сергеевича миллион долларов, а Израиль сделал это бесплатно. За это американцы не один раз отблагодарили израильтян. В частности, в 70-х годах они вывели "Моссад" на тогда еще мало кому известного Натана Щаранского.
Советский физик-ядерщик Щаранский, тогда еще не Натан, а Анатолий, был диссидентом-сионистом. Ему удалось выйти на евреев-агентов ЦРУ, которые интересовались советской ядерной программой и нуждались в любых сведениях. Щаранский "слил" американцам данные по ряду советских боеголовок, а ЦРУ передало их "Моссаду". Потом американцы свели Щаранского с резидентом Моссада. Затем, когда Щаранский был арестован советскими органами, израильтяне помогли ему выйти из тюрьмы и уехать в Израиль.
В структуре "Моссада" есть такая служба, она занимается особо полезными евреями из других стран. В 70-е она называлась "Ле-алия Бет", после реорганизации стала называться "Государственное бюро "Натив". Эта спецслужба искала нужных Израилю евреев в странах соцлагеря, а потом вывозила их на Землю Обетованную. Когда было надо, израильтяне вытаскивали восточноевропейских евреев из рук спецслужб, как это произошло с арестованным в СССР Щаранским. В "Натив" служил Игаль Амир, убивший в 1995 году израильского премьера Ицхака Рабина. На счету "Натив" не только разведка. Во время бойни в Сумгаите агенты "Натив" вывозили в Израиль местных евреев. То же самое "Натив" делал потом в Абхазии и в Чечне.