В марте 2011 года глава израильского МИД Авигдор Либерман сказал, что его цель — создание израильского внешнеполитического блока с участием Балкан и Москвы. Сегодняшняя ситуация на Ближнем Востоке показывает, что время сейчас не на стороне Израиля, так как против него наращивает силы Турция, назначенная Вашингтоном на роль ближневосточного арбитра. Израиль временно выбыл из числа первых ближневосточных игроков, но идея стратегического блока с участием России Тель-Авивом похоронена не была. О нынешних геополитических аспектах израильской политики Gtimes рассказал президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский.
— В интервью, данном кипрскому журналу "Politis" в 2011 году, Авигдор Либерман высказал идею стратегического союза Израиля с Грецией, Кипром, Балканами и Россией. Есть ли у этого блока четкие контуры и ясные задачи?
— Вопрос, войдет ли в этот блок Россия, следует задавать Владимиру Путину. Могу сказать, что после своей инаугурации Владимир Путин поедет в США, а потом в Израиль. Это бесспорно показывает, что российско-израильские отношения — теплые и плотные. Они прогрессируют и развиваются. Восточная Европа, Кипр и Греция освоены израильским МИДом за последние год-полтора. Они освоены лучше, чем в прошлые годы. За это отдельное "спасибо" Реджепу Эрдогану. Жесткий антиизраильский курс Эрдогана будет способствовать продвижению интересов обновленной Турецкой империи в Африке и на Ближнем Востоке. Столкновения интересов по газовым месторождениям восточного Средиземноморья, в том числе бурение на шельфе турецкой части Кипра под прикрытием турецких военно-морских сил, опять-таки сделало для сближения Греции и Республики Кипр с Израилем больше, чем дипломатические усилия.
Поэтому Авигдор Либерман, когда говорил о союзе Израиля, Греции, Кипра и Восточной Европы, констатировал лежащую на поверхности реальность. Эта реальность действует. Ближний Восток смотрит на имперскую политику Турции крайне осторожно. После действий Турции в Сирии арабские лидеры задаются вопросом: а так уж ли безопасна турецкая стратегия для арабских стран, с которыми Турция еще вчера браталась, заводила безвизовый режим, заводила разговоры о создании некоего общегосударственного блока? Эти разговоры Турция вела не с кем-нибудь, а с Сирией. В общем, реальность грустна, и глава израильского МИД всего лишь реагирует на эту реальность.
Читайте также: Израиль под надежным "Куполом"?
— Вчера Либерман прибыл в Баку. Многие аналитики предполагали, что Азербайджан захочет выйти через Либермана на переговоры с армянами США, минуя Ереван. По словам аналитиков, Баку таким образом хочет решить карабахскую проблему.
— Такие геополитические интриги не входят ни в интересы Азербайджана, ни в интересы Израиля, ни в интересы армянской диаспоры США. Почему армянская диаспора США вообще должна общаться с Азербайджаном, и почему она должна это делать через Израиль, а не через Армению? С таким же успехом можно сказать, что Либерман в Баку будет договариваться о сотрудничестве Азербайджана, например, с Исландией. Ну, и что из этого выйдет?
— Связаны ли израильские опасения насчет Египта с разрывом газового договора?
— Египет отрубил газовый контракт, который являлся одной из основ Кэмп-Дэвидских мирных соглашений 1978 года. Эти соглашения подразумевали, в частности, поставки египетской нефти в Израиль, затем нефть была заменена газом. Госпожа Мадлен Олбрайт, будучи главой Госдепартамента США, подвергла резкой критике уже согласованный договор между Виктором Черномырдиным и тогдашним израильским министром инфраструктуры Ариэлем Шароном. Олбрайт много говорила о "трубопроводе мира", который проведет газ из египетской дельты в районе Синая в Израиль. В общем, по мнению, Олбрайт, русские газовые трубы в Израиле были не нужны, а нужен этот "трубопровод мира", который будет залогом израильско-египетского мира на все времена. Я по этому поводу, помнится, в Дипакадемии МИД РФ с Олбрайт серьезно поругался.
Сегодня хочется задать вопрос отставному госсекретарю США госпоже Олбрайт: как она сегодня смотрит на свой "трубопровод мира", который четырнадцать раз взрывали, а теперь вообще заявили, что Израиль по нему ничего не получит? Египет стремительно движется к разрыву Кэмп-Дэвидского договора 1978 года, а дальше, в перспективе — к войне с Израилем на Синае. Эта война является необходимостью для египетских исламистов чтобы перемолоть в войне с Израилем египетскую армию. Эта война нужна как салафитам, так и "Братьям-мусульманам".
Читайте также: Мусульманские страны готовятся к войне?
— При этом "Братья-мусульмане" и салафиты — жесткие антагонисты…
— Египетские "Братья-мусульмане" и салафиты обязательно вступят в схватку между собой. Но кому от этого станет легче? От того, что в свое время началось противостояние между товарищем Сталиным и товарищем Троцким, советским гражданам и соседним странам легче не стало. "Братья-мусульмане" и салафиты — соседи по террариуму единомышленников. Они вступят в схватку друг с другом, ну и что? Израилю не все равно, от чего гибнуть, от чумы или от холеры? И "Братья-мусульмане", и салафиты нуждаются в войне с Израилем, поскольку ненавидят египетскую армию и должны с ней драться не на жизнь, а насмерть. А в войне с кем можно уничтожить армию? Только в войне с Израилем. Здесь "ихваны" и салафиты, два злейших врага, будут едины.
— Что в таком случае ожидает коптов?
— Жалеть коптов следовало тогда, когда наши американские братья по разуму с непередаваемым и неподражаемым идиотизмом кричали о египетской демократии. Сегодня это бесполезно, поскольку бобик уже сдох. Ясно, что в Египте не будет ничего хорошего ни с женским движением, ни с либеральными студентами, ни с коптами. А почему копты должны избежать судьбы, например, иракских христиан? У нас перед глазами трагедия иракских христиан, трагедия палестинского христианства после прихода к власти даже не "Братьев-мусульман", а Ясира Арафата. Посмотрим на то, что сейчас творится в Ливане. Почему что-то другое должно быть с коптами?
Конечно, их сейчас больше в три раза, чем было христиан в Ираке, но это всего лишь факт численного превосходства. Если в Сирии свергнут Асада, то сирийских христиан вообще вырежут. Христианство на Ближнем Востоке давно сосчитано, предано и продано. Оно уничтожается и будет когда-нибудь уничтожено. Если где-то и останется, то либо в условиях исламского режима Ирана, либо в Израиле. Ближневосточное христианство сохранится в качестве религии практически вырезанного меньшинства. Собственно, чему тут удивляться? Нынешний Афганистан при царе Ашоке был буддийским. Однако талибы разрушили статуи будд в Бамиане как ни в чем не бывало.