Недавние боевые действия в секторе Газа СМИ назвали "ракетной войной". В этой войне Израиль использовал противоракетную систему "Железный купол". По сведениям военных, система перехватила 80 процентов палестинских ракет, и это далеко не предел ее возможностей. Однако израильский политик Моше Фейглин не согласился с военными. В своей статье он назвал "Железный купол" фиговым листком, которым Израиль прикрывает свою беззащитность перед внешней угрозой.
Израильская система противоракетной обороны "Железный купол", разработанная в 2010 году, активно себя проявила во время третьей палестинской интифады. По словам израильских военных, "Куполу" удалось перехватить 80 процентов палестинских "Кассамов" и "Градов". Генерал Дан Харель в интервью израильскому радио "Галей ЦАХАЛ" всерьез заговорил о "Куполе" как об окончательной победе Израиля. "Если бы не "Железный купол", то правительство в настоящее время было бы вынуждено ввести войска в Газу". По словам Хареля, наземное вторжение обошлось бы Израилю "гораздо дороже".
"Железный купол" - весьма дорогое удовольствие. Система оснащена ракетами Iron Dome. Каждый пуск такой ракеты обходится в 30-40 тысяч долларов США. Сам комплекс находится пока на стадии модификации. Встает вопрос: оправданы ли такие траты Израиля на этот проект? Большинство военных считает, что да. Однако с ними не согласился израильский политик Моше Фейглин, в прошлом - соперник Нетаньяху по лидерству в партии "Ликуд". В своей статье, опубликованной на сайте ZMAN.com, Фейглин отозвался о "Куполе" как о "фиговом листке", который позволяет военным "избежать ответственности" за последствия. В первую очередь от автора статьи досталось тому самому генералу Дану Харелю, заявившему о "Железном куполе" как о "победе Израиля". Как считает Фейглин, Харель "лично причастен к уничтожению еврейских поселений" и виновен в "ракетных обстрелах городов Беэр-Шева и Ашкелон". Расхваливаемый Харелем "Купол" только "загонит жителей Израиля в убежища" и нисколько не изменит ситуацию. Жители юга Израиля, по словам Фейглина, просят от властей только "бетонные укрытия" и всевозможные "Железные купола". Та же ситуация и в Тель-Авиве, и во всей стране. "Мы, израильтяне, живем с ощущением, что мы здесь - временные гости", - подводит итог Фейглин.
Израильская оборонка вложила в разработку "Купола" миллиарды долларов. По словам военных, затраты во время третьей интифады окупились с лихвой. Оправдывает ли "Купол" вложенные в него средства? На эту тему с GTimes беседовал военный эксперт Игорь Коротченко, главный редактор журнала "Национальная оборона".
- Пока у Израиля нет никаких надежных систем противоракетной обороны, которые гарантировали бы защиту от палестинских атак. Палестинские боевики сейчас используют различного рода ракеты, которые принято именовать общим именем "Кассам". Во многом реклама "Железного купола" обусловлена стремлением соответствующих структур оборонно-промышленного комплекса Израиля получить больше денег на соответствующие разработки и модернизацию этой и без того дорогостоящей системы. С практической точки зрения безопасность Израиля пока не обеспечивается должным образом. Поэтому как израильские поселения обстреливались "Кассамами", так и будут обстреливаться. Израильтяне пока не могут себе обеспечить гарантированного стопроцентного перехвата.
- Что из себя представляет ракета "Кассам"?
- Принято считать, что "Кассам" - это один тип примитивных кустарных ракет. На самом деле это более широкое понятие. Грубо говоря, "Кассам" - как автомат Калашникова. У автомата Калашникова более двух десятков образцов. То же самое касается и "Кассама". Говоря о "Кассаме", мы подразумеваем все эти различные модификации ракет. Эти модификации различаются по конструкции, дальности и другим характеристикам.
- Какие модификации "Кассамов" использовались палестинцами во время недавних боевых действий в секторе Газа?
- В третьей интифаде используются все ракеты, которые можно в короткие сроки собрать подручным образом и запустить. Точной классификации палестинских ракет не существует. Большинство ракет, которые пускаются палестинцами по Израилю, производятся в кустарных условиях, а не промышленным образом.
- Израильский политик Моше Фейглин назвал "Железный купол" "фиговым листком".
- Повторюсь: ни одна система противоракетной обороны Израиля не обеспечит еврейскому государству безопасности от палестинских ракет. С технологической точки зрения этот вопрос не решен. "Железный купол" обладает определенным противоракетным потенциалом по перехвату. Но стопроцентно решать задачи по перехвату "Кассамов" он не способен в принципе. Израиль финансирует эту установку, считая, что когда-нибудь ему удастся довести систему до степени максимальной боеспособности. Но пока, с точки зрения научно-технического прогресса, есть сложности, которые Израиль не сможет решить, если будет опираться на собственные разработки.
- Стоит ли говорить о том, что Израиль занялся гонкой вооружений?
- Израиль на сегодняшний день обладает высокотехнологичной оборонной промышленностью. Но нынешний уровень развития технологий противоракетной обороны не позволяет обеспечить Израилю стопроцентной неуязвимости. Это характерно не только для Израиля, но и для США и других стран. Технологий, гарантирующих стопроцентный перехват ракет, сегодня не существует в природе. Это очень сложная научно-техническая задача, решать которую может только ограниченное количество стран. Развивать боеспособность систем ПРО может страна, которая находится как минимум на среднем этапе развития соответствующих противоракетных технологий. Другое дело, что Израиль заботит эта проблема, и он старается сделать все возможное, чтобы обезопасить себя. Но "Кассамы" летят неизвестно куда, потому что никакой системы наведения ракет у "Кассамов" нет. "Кассам" - это кусок арматурного железа или трубы. Эта труба начинена взрывчаткой, снабжена взрывателем, всевозможными подруливающими поверхностями. Ее запускают и она летит по абсолютно неуправляемой траектории. Даже такие примитивные устройства поражают Израиль. Израильский "Железный купол" сегодня не способен поражать эти примитивные ракеты со стопроцентной точностью. Это - проблема совершенствования израильского технологического потенциала в области ПРО.