Шииты - вторая по влиянию и численности религиозная группа в Ливане, часть представителей которой проживает близ ливанско-сирийской границы. Жизненную стратегию общины определила география. Их жизненные устремления связаны с Ираном и его арабским союзником - баасистской Сирией. Ливанский шиит считает себя сторонником Башара Асада. Этот выбор, продиктованный условиями самой жизни, стал для ливанских шиитов приговором в глазах сирийской оппозиции. И суннитского меньшинства Ливана.
Сирийская "арабская весна", начавшаяся с протестных митингов граждан в Дераа, Хомсе и Хаме, сегодня переросла в гражданскую войну. В сложных условиях Ближнего Востока такая война становится неуправляемым хаосом. В случае с Сирией и Ливаном ситуация осложняется фактическим отсутствием государственной границы между двумя арабскими государствами. Впрочем, дело не только в границе. Хаос, охвативший регион, стравил суннитов и шиитов обеих стран между собой. Как уже было сказано, на восточном рубеже ливанско-сирийской границы живут шииты, являющиеся сторонниками Башара Асада. Северный ливанско-сирийский рубеж - суннитский. События в Сирии предопределили ориентацию суннитов Ливана. Практически все они - сторонники сирийской оппозиции.
Ливан и Сирия связаны между собой двумя основными автодорогами. Первая идет от Бейрута в Дамаск. Вторая проходит от Триполи в Тартус. Триполи - столица провинции Северный Ливан, вотчины мусульман-суннитов. Дорога в Триполи стала гуманитарным коридором для сирийских беженцев и отходным путем для сирийских оппозиционеров. По этому маршруту проходит трафик контрабанды оружия, боеприпасов. Нередко вместе с сирийскими оппозиционерами в сторону САР отходят ливанцы. Они идут воевать против сирийцев. Случается, что ливанцы вступают в бой с сирийцами, едва успев отойти от самого Ливана. Не так давно такой бой произошел в пятнадцати километрах к северу от ливанского района Хермель. Ливанские сторонники Асада держали оборону против сирийских оппозиционеров, закрепившись в поселениях Сафсафа и Хамам. Против них действовали сунниты из сирийских поселений Аль-Хури и Назахия. Атакующие прекратили огонь буквально на днях. После прекращения огня в лагерях противников начался обмен парламентерами. Как выяснилось, поводом для стрельбы послужило не политическое противостояние.
Читайте также Ливан и Сирия на границе войны
Дело обстояло следующим образом. В шиитском восточном ареале Ливана, граничащем с Сирией, есть район Хермель. Он входит в провинцию Бекаа. В Бекаа преобладают шииты, но здесь затаились и военные лагеря арабов-суннитов из Палестины. С началом войны в Сирии эти палестинцы выразили поддержку сирийской оппозиции, в частности "Свободной сирийской армии". Таким образом, для боевиков ССА оказались открыты двери шиитского Ливана, чем боевики Рияда Асада охотно пользовались. Один из их последних визитов в Бекаа закончился похищением двух ливанцев-шиитов: Абдуллы аль-Зайна и Хайдара аль-Джафара. В и без того наэлектризованной атмосфере вспыхнула искра, и клан аль-Джафар совершил серию ответных вылазок на сирийскую территорию. Ливанские источники сообщают, что шиитам из семьи аль-Джафар удалось похитить до 39 сирийцев-суннитов, хотя эти цифры вызывают сомнения. В общем, ливанские шииты ответили похищением на похищение, чем на Ближнем Востоке мало кого удивишь.
Потом последовал еще один ряд похищений ливанцев сирийцами. Что, в свою очередь, привело к вооруженному противостоянию на сирийской территории. Как и говорилось, граница между государствами остается де-факто открытой. КПП и блокпосты, расставленные Ливаном и Сирией сразу после начала войны в САР, физически не в состоянии проследить за потоками нелегалов, которые следуют туда-сюда.
Чем закончилось дело с похищением людей? После прекращения огня обе стороны послали друг к другу переговорщиков. Стороны решили не доводить дело до крайности. Конечно же, политика и религия разделили оба лагеря, но объединяющих черт гораздо больше. И сунниты, и шииты - мусульмане. Приграничные сунниты и шииты Сирии и Ливана к тому же соединены по линии племенного родства. Продолжать проливать кровь в такой ситуации означало резать один живой организм. Кроме того, оба лагеря знали цену человеческой крови не понаслышке. Ливанцы воочию видели гражданскую войну в Сирии. Сирийцы помнили Вторую ливанскую войну 2006 года и не забыли, как искренне сочувствовали своим ливанским братьям, истекавшим в ту пору кровью под израильскими вольфрамовыми бомбами DIME. Обмен заложниками прошел успешно.
В это же время ливанские СМИ заговорили о возможных покушениях на убийство. Активзировались боевики из группировок "Фатх-аль-Ислам" и "Асбат аль ансар", поэтому следует ожидать новой волны терактов, включая покушения на ведущих политических деятелей. Как говорят СМИ Ливана, председатель ливанского парламента Набих Берри - один из тех, кто с большой долей вероятности станет мишенью боевиков террористических группировок Спикер парламента, шиит по вероисповеданию, симпатизировал Башару Асаду и Ирану. Кроме того, Берри призвал политические силы Ливана к общенациональному диалогу для урегулирования всех нерешенных проблем. Спикер парламента призвал "Хезболлу" сесть за один стол с лидером оппозиции Саадом Харири и всеми остальными ливанскими политическими силами. Шиит Берри настоятельно попросил Саудовскую Аравию поспособствовать этим переговорам, так как саудиты сильно влияют на Саада Харири и суннитскую общину. Всего этого было более, чем достаточно, чтобы "Фатх - аль - ислам" начала охоту на Набиха Берри.
Читайте также Палестинцы бегут с иранского корабля
Граница между Сирией и Ливаном, несмотря на все КПП, проходит лишь в области идеологии, круто замешанной на большой политике. Война между суннитами и шиитами в Сирии и Ливане срежиссирована извне с помощью радикального исламизма. Об этом GTimes рассказал журналист и путешественник Вячеслав Красько:
"Взаимные конфликты между суннитами, шиитами, алавитами, а также различными христианскими группами в последнее время происходят на Ближнем Востоке повсеместно. В Ливане и Сирии это происходит там, где нет правительственного контроля. Вне зависимости от того, является эта территория государственной границей. Сам конфликт происходит по линии суннитов и других конфессий и толков. Боевые действия ведет наиболее радикальная часть суннитов. Эти люди как правило малообразованны и настроены на мусульманский фанатизм. Радикальные сунниты считают, что воюют за ислам, каким он был во времена пророка Мухаммеда. Всех несогласных с ними они считают неверными, с которыми надо воевать.
Религиозное соотношение в Сирии следующее. 80 процентов населения - сунниты, а все остальные - алавиты, христиане и шииты. Шиитов в САР меньше всего, в Ливане шииты, наоборот, в религиозном большинстве. Сунниты и шииты на всей территории Сирии и Ливана проживают вместе. Война сделала соседей врагами, и начались похищения людей. Сирийцы крадут ливанцев, ливанцы - сирийцев, а на своей территории это все продолжается в рамках близлежащих поселений. Если фундаментальные исламисты занимают какую-то зону, они начинают вытеснять представителей других конфессий. Первыми уходят христиане, затем алавиты. Шииты тоже страдают. Сунниты выгоняют их из собственных домов, похищают с целью выкупа, убивают. Но бывает и такое, что города и деревни вместе с алавитами, христианами и шиитами покидают многие сунниты. Это не привязано к границе, это общая ситуация".