В ладу с собой

Ливан и Сирия на границе войны

Ливан и Сирия на границе войны. 27181.jpeg

После гражданской войны прошлого века Ливан очень долго находился практически под "протекторатом" Сирии, которая теперь тоже охвачена гражданской войной. У этих двух стран весьма сложные отношения. Наш корреспондент в Ливане рассказывает о том, как обстоят дела на ливано-сирийской границе.

В течение последних двух дней сирийские боевики похитили трех ливанских граждан в городе Зета на востоке страны. В ответ вчера люди из клана Джаафар (shiiti) похитили тринадцать сирийских граждан из семьи активистов (rhayel) с территории Сирии и удерживали их на территории Ливана. Типичная новость последнего времени. Сирийско-ливанская граница не на замке, и на замке быть не может. И вполне очевидным образом Ливан не может находиться в стороне от процессов, происходящих в соседней стране.

Длина ливано-сирийской границы составляет около 365 км. До сих пор нет демаркации государственной границы между двумя странами. Между жителями приграничных деревень обоих стран есть родственные связи. Многие ливанцы заинтересованы в том, чтобы покупать различные товары с сирийской стороны границы, поскольку это близко и дешево. Вместе эти обстоятельства можно назвать раем для контрабанды. Тем более теперь, когда в Сирии идет война, и нужны не только продукты, но и оружие.

Между Ливаном и Сирией есть четыре официальных пограничных пункта. Один из них - Аль-Маснаа, расположенный в восточной части Ливана, вблизи сирийской столицы Дамаска. Он считается главным пунктом пересечения границы. Есть пограничные пункты на севере Ливана близ сирийских городов Латакия и Алеппо, а также на северо-востоке, недалеко от печально известного Хомса.

Читайте также: Иран и Сирия: вместе против Турции

Сирийские оппозиционеры контрабандным путем доставляли в Сирию продовольствие, медикаменты и оружие из Ливана. Кроме того, они вывозили в Ливан раненых повстанцев, хотя официальный Бейрут заявил, что войска патрулируют деревни и города приграничных провинций. Ранее Ливан заявлял об угрозе незаконных поставок оружия из Сирии, что требовало значительного укрепления границ. После этого началось увеличение контингента войск в северной провинции Вади Халед, которая расположена на границе с Сирией, неподалеку от провинции Хомс.

Надо сказать, власти самой Сирии опасались того, что оппозиция сможет пополнять свои запасы оружия через Ливан. Сирийские власти создали на границе минные поля для предотвращения бегства оппозиционных сил в Ливан.

Для вооруженных сил Сирии, которые на протяжении нескольких десятилетий присутствовали в Ливане, граница с этой страной до сих пор, видимо, не очень важна. По крайней мере за последние месяцы сирийские войска несколько раз пересекли границу Ливана. Но еще более активно шло усиление войск около сирийского Эль-Кусейра и ливанского населенного пункта Аль Каа.

Жить в Ливане, вблизи сирийской границы, небезопасно. Был целый ряд инцидентов, и население, которое проживает в пограничных районах, испытывает серьезные проблемы. За последнее время произошло несколько трагедий. Пули из Сирии попали в автобус с шиитскими паломниками, проходивший досмотр на контрольно-пропускном пункте на границе Ливана и Сирии. В результате погибли семь человек. Среди погибших были и сирийские пограничники. Оператор ливанской телекомпании был убит в ходе перестрелки на границе Ливана и Сирии в ливанском регионе Вади Халед.
Население самого Ливана не безучастно к процессам, происходящим на территории соседней страны. Для этого есть весомые религиозные и исторические причины.

Читайте также: Опасная красота Ливана

Жители восточной границы с Сирией являются союзниками сирийского режима, так как там живут шииты. А жители северной границы с Сирией по большей части мусульмане-сунниты, большинство из которых сторонники сирийской оппозиции.

"Хезболла" и "Свободное патриотическое движение" генерала Мишеля Ауна, так же как и спикер ливанского парламента Набих Берри, являются основными в стране сторонниками режима Асада, и они составляют большинство во власти. Таким образом, можно сказать, что официальный Бейрут поддерживает Башара аль-Асада.

Однако в высших кругах Ливана есть разные позиции по поводу событий в Сирии. Глава правительства страны Наджиб Микати-Ливан не заинтересован во вмешательстве в сирийский конфликт. "Ливан, где общество разделено отношением к событиям в Сирии, не может изменить ход событий, даже если все ливанцы и правительство страны встанут на сторону сирийского режима, или наоборот - на сторону оппозиции. Любая позиция будет вредной для ливанского общества, и я не допущу этого", - заявил накануне премьер-министр страны.

Алавие Хуссейн