Так называемая коллективная вина, которую теперь в равной степени пытается возложить на Россию и Грузию мировое сообщество, неоднократно становилась предметом споров в Совете безопасности ООН. Пока державы разбирались, чьи действия были более адекватны сложившейся ситуации, Тбилиси и Москва бросили всех имеющихся в их распоряжении политтехнологов, пиарщиков и журналистов, чтобы объяснить свое видение конфликта.
Пока Хайди Тальявини не представила миру доклад, в котором Михаил Николозович выступает в роли поджигателя войны и инициатора геноцида югоосетинского народа, Вашингтон активно пытался помочь кавказской республике переломить ход событий. Поднаторевшие на холодной войне с Советским Союзом, американцы прекрасно знают, что "первой жертвой войны является правда". Именно ее сокрытие и становится определяющим фактором в информационной битве. Так, по задумке Белого дома, антироссийские позиции, звучащие с уважаемых каналов, должны были подогреть градус недоверия к Москве и заставить всех полюбить Грузию, на которую напала жестокая армия "коварных оккупантов".
Читайте также: Звездное будущее Сакартвело
Впоследствии, как грибы после дождя, стали всплывать нелицеприятные факты. CNN и агентство Reuters не просто однобоко освещали конфликт, но и пошли на настоящий подлог - показывали постановочные кадры и горящий Цхинвал, ничтоже сумняшеся выдаваемый за грузинский город Гори. Но первой ласточкой стал телеканал Sky News, который показал видеосюжет о Южной Осетии, на чью территорию вторглись грузинские войска. На следующий день информация уже подавалась под другим соусом, но доверие к западным СМИ, которые, вопреки всеобщему мнению, серьезно зависимы от государства и подвергаются жесткой цензуре, было подорвано. Были и другие случаи фальсификации, но руководство Грузии перекрыло доступ к русскоязычному телевещанию, поскольку надеялось, что правильно воспитанный националист удовольствуется и "роликами" западных партнеров.
Как написала газета The Times, "если бы грузинская армия была бы столь агрессивной, как пиар-кампания властей страны, то исход войны в Южной Осетии мог бы быть совсем иным". Когда в Организации объединенных наций некоторые члены Североатлантического альянса и Соединенных Штатов всерьез начали обсуждать санкции в отношении России, можно было бы подумать, что чаша весов склонилась в сторону Михаила Николозовича и скоро весь мир побежит жалеть маленькую кавказскую недореспублику. Но речь спецпредставителя Российской Федерации при Совбезе ООН Виталия Чуркина была настолько убедительна и адекватна, что западные СМИ просто не осмелились давать такое в эфир. Еще бы. Видано ли, когда спецпредставитель Вашингтона ловит ртом воздух, не имея возможности сказать ни единого слова, поскольку в его инструкции на обсуждение Южной Осетии не предполагался вопрос об американском беспределе в Ираке.
Читайте также: ″Пять дней августа″ на скамье подсудимых
Чтобы интерес к замороженному конфликту, победителем из которого вышла Россия, не притупился, обе стороны обратились к кинематографу как к одному из инструментов информационной войны. Грузия не смогла вовремя подсуетиться, поэтому ей пришлось в спешке ваять ответ на российский фильм "Олимпиус Инферно", где взгляд на столкновение показан сквозь призму взаимоотношений двух молодых людей, случайно встретившихся на территории огня.
"Пять дней августа" позиционировался как масштабный проект, куда были приглашены Вэл Килмер и Энди Гарсия, но даже они не смогли украсить сумбурную картину, в которой нет ни адекватного сюжета, ни глубоко прописанных персонажей, ни ответов на поставленные вопросы. При этом складывается впечатление, что единственным рынком для сбыта своей продукции грузины считают исключительно США - не зря первоначальное название фильма было "Georgia", столь ласкающее слух американцев из южных штатов. Однако судьба "шедевра" была столь же печальной, как и у самой кавказской республики в августе 2008 года. Единственными, кто смог насладиться картиной, стали исключительно грузины. Киновойна, как и реальная резня в Цхинвале, оказалась господину Саакашвили не по зубам.