Сегодняшний день, 25 января, вполне может войти в новейшую историю постсоветского пространства, как одна из ключевых дат. Встреча в Сочи Президентов России Дмитрия Медведев, Азербайджана Ильхама Алиева и Армении Сержа Саргсяна по урегулированию карабахской проблемы может если и не поставить точку в этом сложном и кровавом вопросе – то хотя бы показать реальные пути и сроки решения проблемы. Стоит напомнить, что вопрос Нагорного Карабаха уже поднимался в этом году – сначала в ходе встречи российского и турецкого премьер-министров 13 января, затем во время переговоров Президентов России и Армении 18 января. Помимо этого, с 19 по 21 февраля сопредседатели Минской группы ОБСЕ по карабахскому урегулированию Роберт Брадтке (США), Бернар Фасье (Франция) и Юрий Мерзляков (Россия) посетили Ереван и Баку. Очевидно, что Россия настроена форсировать решение проблемы, затянувшееся на 22 года. При этом российская сторона считает, что навязывать решения конфликтующим сторонам не стоит – и окончательное решение, равно как и ответственность за результаты принятого решения будет лежать исключительно на армянах и азербайджанцах.
Впрочем, следует понимать, что конфликт имеет куда как более глубокие корни, нежели столкновения азербайджанских и армянских националистов в конце 80-х годов. После вхождения в российское подданство Карабахского ханства в 1805 году длительное время никаких крупномасштабных столкновений на этой территории не происходило – армянский анклав на территории, населенной азербайджанцами, входил в состав Елисаветпольской губернии и не имел никакого особого статуса. После революции 1917 года и отделения национальных окраин империи проблема стала видна невооруженным глазом. Если равнинный Карабах отошел к Азербайджану, то горный – имевший тогда границу с Арменией – был спорной территорией и послужил причиной столкновений между молодыми республиками в течение 1918-1920 годов. В 1921 году решением Кавказского бюро ЦК РКП(б) Нагорный Карабах был включен в состав Азербайджанской ССР, а через два года на его территории была образована автономная область, просуществовавшая вплоть до распада СССР.
Начало текущего конфликта относится к февралю 1988 года, когда Нагорно-Карабахская автономная область (НКАО) заявила о выходе из Азербайджанской ССР. В течение трех лет конфликт постепенно накалялся, подпитываемый регулярными армянскими погромами в крупных городах Азербайджана. В 1991 году руководство Нагорного Карабаха объявило о создании республики в границах бывшей НКАО и Шаумяновского района Азербайджана. Подобные действия повлекли за собой упразднение официальным Баку автономии Карабаха. После дипломатических демаршей заговорили пушки. В течение двух с половиной лет продолжалась война, закончившаяся по сути ничем – Азербайджан не смог вернуть себе территории, которые считал своими – а Карабах по-прежнему остался в статусе непризнанного государства. Еще во время войны начала работу так называемая Минская группа ОБСЕ по мирному урегулированию, в которую вошли представители России, США и Франции. Во многом благодаря Минской группе и было заключено майское перемирие 1994 года.
Ожидания от сочинской встречи у экспертов весьма противоречивые. Так, спецпредставитель Парламентской ассамблеи ОБСЕ по конфликтам в Грузии и Нагорному Карабаху Горан Ленмаркер, собирающийся посетить Азербайджан в начале марта, заявил, что заключения соглашения по Нагорному Карабаху можно ожидать уже этой весной. В то же время, армянские политологи считают, что ни о каком прогрессе не может быть речи до тех пор, пока Азербайджан препятствует участию Нагорного Карабаха в переговорном процессе. Заметим, что азербайджанские официальные лица действительно позволяют себе в последние дни делать довольно резкие заявления. Так, руководитель аппарата президента Азербайджана на днях сказал, что в случае невозможности урегулирования конфликта мирным путем, Азербайджан будет искать « «альтернативные» пути решения. Полагаю, не стоит объяснять, что речь идет об очередной стадии бряцания оружием и, следовательно, об откате к ситуации двадцатилетней давности. Любопытно, что неделю назад, 17 января, американский сопредседатель Минской группы Роберт Брадтке посетил Нагорный Карабах. Во время визита, как пишет газета «Айкакан жаманак» («Армянское время»), в узком кругу он заявил, что Соединенные Штаты готовы «содействовать народу Нагорного Карабаха в вопросе самоопределения, но армянская сторона вынуждена пойти на некоторые уступки и в первую очередь вывести свои войска из граничащих с Ираном трех районов». Так или иначе, но сочинская встреча может дать новый импульс урегулированию конфликта – при условии, что все стороны будут готовы пойти на уступки.