Встречи премьер-министра России Владимира Путина с премьер-министром Турции Тайипом Эрдоганом в Москве и руководителей внешнеполитических ведомств Армении и России в Ереване стали одними из наиболее знаковых событий на кавказском политическом поле. Комплекс вопросов и проблем, которые решались в ходе этих встреч, копились годами. Так, по итогам переговоров глав правительств были обсуждены вопросы сотрудничества в области атомной энергетики, строительства газопровода «Южный поток» и нефтепровода Самсун - Джейхан, снятия визовых ограничений между Россией и Турцией. Помимо этих, сугубо экономических вопросов, на переговорах были затронуты и существенно более сложные темы - ситуация на Кавказе, армяно-турецкие отношения, проблема Нагорного Карабаха.
Обсуждение существующих проблем было неслучайным, поскольку Россия на данный момент фактически выступает посредником в вопросе урегулирования отношений между Турцией, Арменией и Азербайджаном. По итогам встречи с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым его армянский коллега Эдвард Налбандян заявил, что Армения сделает все возможное, чтобы ратифицировать в разумные сроки армяно-турецкие протоколы - об установлении дипломатических отношений и о развитии двусторонних отношений. Эти документы были подписаны главами МИД Армении и Турции 10 октября 2009 года в Цюрихе, а 12 января текущего года - одобрены Констуционным судом Армении.
В нормализации отношений между двумя странами серьезно заинтересована и Россия - поскольку в результате ратификации соглашений будет открыта армяно-турецкая граница, закрытая с 1993 года по инициативе Анкары - а, следовательно, появится сухопутная дорога из России в Армению взамен трассы, проходящей через Грузию. Помимо этого, открытие границы и начало торговли с Турцией может улучшить сложную социально-экономическую ситуацию в Армении. Впрочем, следует отметить, что все далеко не так просто и безоблачно, как может показаться на первый взгляд. Армянская революционная федерация «Дашнакцутюн» и еще десять партий считают, что в армяно-турецкие протоколы несут в себе угрозу безопасности Армении и Нагорного Карабаха. Эти партии уже пытались добиться того, чтобы документы, подписанные в Цюрихе, были признаны полностью или частично противоречащими действующей Конституции Армении. Очевидно, что в ходе заседаний парламента, посвященных ратификации документов, они предпримут все усилия, чтобы заблокировать положительное решение вопроса.
С другой стороны, премьер-министр Турции Тайип Эрдоган, выступая 13 января в Московском Государственном университете международных отношений, заявил, что «необходимо поставить конец оккупации азербайджанских территорий», имея в виду существующую проблему урегулирования конфликта вокруг Нагорного Карабаха. Подобная жесткая проазербайджанская позиция, безусловно, вряд ли сможет ускорить процесс установления нормальных армяно-турецких отношений. Не стоит забывать и о существующей проблеме с признанием Турцией факта геноцида армян в 1915 году. Напомним, что это признание является обязательным условием для вступления Турции в Евросоюз.
Именно в связи с тем, что существующие проблемы увязаны в очень плотный и запутанный клубок, премьер-министр России Владимир Путин заявил по итогам встречи с Эрдоганом, что «и нагорно-карабахская проблема, и турецко-армянская проблема являются очень сложными сами по себе, я не считаю правильным увязывать все проблемы в один пакет. А если мы все еще в одну кучу свалим, то тогда перспектива решения будет автоматически отодвинута на очень дальнюю перспективу». Серьезной проблемой является и то, что армянская сторона относится несколько настороженно к позиции России. Как отметил руководитель Аналитического центра по глобализации и региональному сотрудничеству Степан Григорян, «пусть Россия за счет территорий армянского народа не решает свои вопросы на Южном Кавказе».
Ситуация складывается действительно неоднозначная - потому что вероятность того, что все стороны останутся довольны, крайне низка. Что может сделать Россия в сложившейся ситуации? Разумеется, отделять, условно говоря, мух от котлет - а вопросы экономические от вопросов эмоционально-политических. Очевидно, что Турция, заинтересованная в Евросоюзе, рано или поздно будет вынуждена признать геноцид армян - поскольку ЕС не пойдет на отмену данного требования. Как только будет решен этот вопрос - Армения будет вынуждена предпринять некие ответные шаги по карабахскому урегулированию. Безусловно, до тех пор, пока не будет снижен накал страстей, пока стороны не будут оперировать терминами типа «оккупация» - пусть даже и фигурирующими в документах ООН - ситуация не сдвинется с мертвой точки. А ведь в том, чтобы эта проблема решилась мирным путем, заинтересованы в первую очередь не политики - а простые люди. Те, кому жить в Армении, Азербайджане и на спорной территории Нагорного Карабаха.