Генпрокуратура Украины (ГПУ) начала расследование по факту участия украинцев в боевых действиях в Грузии в августе прошлого года. Вопреки отрицаниям этого факта президентом Виктором Ющенко и Генштабом, некоторые из материалов российской Генпрокуратуры уже подтвердились.
Напомним, в конце августа СКП (Следственный комитет при прокуратуре) России сообщил, что располагает доказательствами участия на стороне грузинских вооруженных формирований представителей украинской националистической организации УНА-УНСО и представителей вооруженных сил Украины.
На минувшей неделе источник украинской газеты «Сегодня» в ГПУ подтвердил, что украинские специалисты обслуживали системы ПВО грузинской армии во время грузино-югоосетинской войны в августе прошлого года. «Украина не только продала Грузии по заниженной цене ЗРК «Бук-М1», но также направила туда группу гражданских специалистов из города Балаклея, Харьковской области, обслуживавших эти комплексы, с помощью которых грузины обстреливали российские боевые самолеты», - сообщил собеседник газеты. Он уточнил, что в составе группы были Валерий Кабанец, Дмитрий Пилипчук, Владимир Пономаренко и еще несколько человек. Они пребывали в Грузии с 5-го мая по 13 августа прошлого года, то есть до начала, в ходе и после вооруженного конфликта с Южной Осетией. Все они отрицают участие в боевых действиях.
Источник в прокуратуре отметил, что работе следственной группы, которая установила, что ЗРК, а также другое оружие и военная техника продавались Грузии по ценам в восемь и более раз меньше реальных, чинятся препятствия. Между тем решения генпрокурора Александра Медведько ждут уже 10 уголовных дел по факту участия украинцев в боевых действиях в Грузии.
Журналисты «Сегодня» выехали в Балаклею и встретились с одним из подозреваемых Валерием Кабанцом. Он постарался уйти от разговора на эту тему. «Все вопросы на завод, который и отправил меня в командировку. Какие военные действия? Я простой слесарь! Мы ездили для гарантийного обслуживания техники, которую грузины купили», - заявил он. Российские же следователи полагают, что украинские специалисты управляли работой зенитно-ракетных комплексов во время конфликта.
Кабанец утверждает, что восьмого августа всю группу украинцев заперли в гостинице, и оттуда они пять дней не высовывали носа. «Улетели мы, только когда пришли самолеты МЧС за украинскими гражданами. 13 августа я был дома», - заключил сотрудник «Балаклейского ремонтного завода». Но вот странное дело. Когда ремонтники вернулись из Грузии, многих из них уволили с работы. Кабанцу также отказались продлевать трудовой договор. Почему?
Украинские власти постоянно отрицают причастность к грузинской афере в Южной Осетии. Сначала они рвали рубаху на груди, доказывая, что в «жаркие дни» августа прошлого года в Грузии не было никаких военных специалистов с Украины. Теперь, когда это утверждение оказалось опровергнутым, чиновники взяли на вооружение версию о том, что украинцы в Грузии были, но не на полях сражений. Источник газеты «Сегодня» в «Укрспецэкспорте» так и объяснил, что рабочие «осуществляли гарантийное обслуживание согласно контракту». «Грузины же мало понимают в системах ПВО. А в ГПУ с большим предубеждением относятся к этой теме. Им дана команда накопать на нас компромат. Кто-то хочет в «Укрспецэкспорте» поменять руководство», - нашел новый поворот темы собеседник газеты.
Интересно, каким будет следующих ход властей, если окажется, что украинцы все-таки управляли ракетно-зенитными комплексами? Помогали, мол, стрелять по самолетам, но не знали, что они российские? И потом: коль уж Киев поддерживает Тбилиси в его политике по отношению к бывшим автономиям, что неоднократно утверждалось, то почему делать секретом «гарантийное обслуживание» ЗРК «Бук-М» и «Оса-Ока»? Или этим дело не ограничивалось?
Возможно, Украина, затушевывая свою роль, не хочет лишний раз раздражать Россию. Однако слова самого Виктора Ющенко о том, что СКП РФ хочет, мол, «настроить европейское общественное мнение против Украины» свидетельствуют о другом. Власти «незалежной» прекрасно сознают, что грузинская агрессия против Цхинвала была кровавым преступлением, и умывают руки. Не хотят быть соучастниками.