Министр иностранных дел Грузии Григол Вашадзе на днях отметил, что линия фронта между Грузией и Россией ныне проходит через международное право. Нужно признать, что дипломатическая битва идет как на поле боя - ожесточенно, с применением не совсем дипломатичных маневров и лексики. Так, президент Грузии Михаил Саакашвили назвал одобренную Генеральной ассамблеей ООН резолюцию «дипломатическим поражением России».
Антироссийский характер заложен в самом названии резолюции «О положении внутренне перемещенных лиц и беженцев из Абхазии, Грузии и Цхинвальского региона/Южная Осетия, Грузия». В документе, носящем, правда, рекомендательный характер, подтверждается, в частности, «право всех внутренне перемещенных лиц и беженцев и их потомков независимо от этнической принадлежности на возвращение в их дома на всей территории Грузии, в том числе в Абхазии и Южной Осетии». Кроме того, в резолюции подчеркивается необходимость оперативной разработки графика, «который обеспечил бы добровольное, безопасное, достойное и беспрепятственное возвращение всех внутренне перемещенных лиц и беженцев, пострадавших в результате конфликтов в Грузии, в их дома».
В Москве сочли неприемлемым и несоответствующим современным реалиям ни название резолюции, ни содержание документа. В Тбилиси не скрывали ликования. Президент Грузии даже провел по этому поводу специальный брифинг. Помимо благодарственных речей в адрес друзей, Михаил Николаевич заявил о продолжении «военных действий» на дипломатическом поприще. «Но теперь вместе с друзьями, надо многое сделать для окончательной победы, - цитирует Саакашвили агентство Trend. - Мы не собираемся ни с кем говорить до тех пор, пока оккупанты не уйдут с нашей земли. Мы не поступимся ни своей свободой, ни своими территориями, этого не сделает ни правительство, ни одна ответственная политическая сила».
Российская сторона, не скрывающая своего раздражения по поводу резолюции ООН, быстро сравняла счет. Вчера президент Венесуэлы Уго Чавес заявил о признании независимости Абхазии и Южной Осетии.
Теперь свой гнев уже не пытался скрыть Тбилиси. Причем руководство страны и оппозиция были едины в осуждении Венесуэлы. Именуя Уго Чавеса «диктатором», МИД Грузии выступил с жестким заявлением в его адрес, объясняя его решение благодарностью «за те сотни миллионов кредитов и огромное количество оружия, которые ему пообещало руководство России».
Между тем в Абхазии и Южной Осетии уверены, что череда признаний в ближайшее время продолжится. Речь идет о странах Южной Америка - Кубе, Эквадоре и Боливии - традиционно не очень ладящих с Вашингтоном. Нужно отметить, что этот процесс не так давно предрекал лидер лейбористской партии Шалва Нателашвили. Такой же точки зрения придерживается и грузинский конфликтолог Паата Закареишвили.
«Это будет не широкомасштабно, но за Венесуэлой, может последовать еще несколько стран. Венесуэла имеет влияние на многие латиноамериканские страны, такие как Боливия, Никарагуа и так называемые социалистические страны в южной Америке. Многие африканские страны также зависят от Венесуэлы из-за нефти», - заявил Закареишвили. «Само собой это плохо, потому что, когда нам придется разрешать конфликты с Абхазией и Южной Осетией, после того, как Саакашвили будет предан истории, естественно, что нам придется устанавливать новые связи с этой страной, что вызовет новые трудности, решать которые придется последующему руководству Грузии. Все это является результатом огромной ошибки Саакашвили», - заявил конфликтолог в беседе с агентством GHN.
Нужно отметить, что подобная точка зрения в Грузии не очень популярна. Ориентированная на Запад грузинская политэлита (как в руководстве, так и в рядах позиции - ред.) убеждена, что Вашингтон сможет помочь им вернуть утраченные территории. Справедливости ради, нужно отметить, что в Белом доме поддерживают западнические настроения Тбилиси. Скажем, уже сегодня стало известно, что Вашингтон не придает значения признанию Венесуэлой независимости Абхазии и Южной Осетии. Об этом заявил представитель Государственного департамента США Филипп Кроули, сообщает GHN.
Так что дипломатические баталии еще впереди. И «решающий бой», надо полагать, будет проходить между российским и американскими дипломатами. Но «линия фронта» вся та же - Грузия, судьба которой оказалась в руках двух мировых держав. Для них схватка за Грузию - лишь эпизод геополитического противостояния. Для Грузии же - это судьбоносная эпоха в ее истории.