Изменения в закон Грузии «О собраниях и манифестациях» парламент утвердил на внеочередной сессии 17 июля. Как писала GeorgiaTimes, изменения направлены на ужесточение правил проведения митингов, увеличение размеров административных штрафов и сроков ареста. Инициированные властями нововведения запрещают проведение любых политических акций в радиусе 20 метров от административных и правительственных зданий. Уточняется и положение о перекрытии проезжей части улицы: это допускается лишь при наличии на митинге значительного количества людей, когда проведение манифестации иным способом невозможно. Определять же это будут, естественно, только власти. Срок нахождения в заключении по целому ряду проступков, в том числе за сопротивление полиции, мелкое хулиганство и нарушение закона о митингах, увеличивается с 30 до 90 дней.
Еще до голосования оппозиционеры выступили с резкой критикой поправок. Так, генеральный секретарь оппозиционного движения «За единую Грузию» Эка Беселия заявила, что эти изменения будут способствовать новой волне репрессий. По словам Беселия, эти поправки открывают путь к диктатуре и нельзя допускать их принятия. Лидер Объединенной оппозиции Леван Гачечиладзе также отметил, что изменениями в законодательстве власти страны подталкивают общественость к гражданскому противостоянию.
Но парламентское большинство проигнорировало мнение оппозиции и проголосовало «за». В знак протеста парламентское меньшинство отказалось от участия в голосовании. В ходе дебатов депутаты от парламентской оппозиции предлагали представить проект изменений в законе о митингах на экспертизу Венецианской комиссии и не принимать документ без ее рекомендаций. Но и этого не произошло. Решено обойтись без советов европейских коллег.
Парламентское меньшинство, которое придерживается наиболее компромиссной позиции, нежели их непарламентские коллеги, считает, что подобные действия властей направлены на ослабление протестного заряда оппозиции. Такое мнение, в частности, высказал в беседе с агентством GHN вице-спикер парламента Грузии, один из лидеров христиан-демократов, Леван Вепхвадзе.
«В законе «О собраниях и манифестациях» строго регламентированы правила проведения манифестаций. Тут важен сопутствующий его административный закон, согласно которому срок административного заключения увеличен до 90 дней. Соответственно, в случае начала новой волны акций в сентябре или октябре, властям достаточно будет задержать 100-150 человек, которых освободят только к новому году. То же самое можно ожидать, если акции начнутся весной и задержанные будут освобождены только летом. Соответственно, власти попытаются разрядить политически активные сезоны, несущие определенные угрозы», - отметил Леван Вепхвадзе.
Заключение Венецианской комиссии, которое в лучшем случае будет готово в октябре или ноябре, ничего существенно не изменит, полагает Вепхвадзе, поскольку «заключение носит характер рекомендации и не является обязательным». Вице-спикер отмечает, что заключение покажет, насколько принятые изменения соответствуют европейским стандартам. Однако, по его мнению, даже в случае отрицательного заключения, вряд ли большинство в парламенте внесет какие-либо изменения в закон, тем более такие, которые сделали бы его гуманнее.
Более того, несмотря на обещание, данное на недавней встрече представителей МВД с оппозиционерами, рассмотреть список политзаключенных и принять во внимание требование их освободить, сегодня были приговорены к заключению сроком на три и четыре года два активиста оппозиционной Республиканской партии. Оба значатся в представленном МВД списке. Как сообщает Civil.ge, они отвергают «надуманные» обвинения и заявляют, что были задержаны по политическим мотивам. Леван Вепхвадзе заявил, что это и есть ответ властей оппозиции.
Встреча руководства МВД с некоторыми деятелями оппозиции вызвала критику их коллег. Так, один из лидеров радикальной оппозиции Гога Хаиндрава, сообщает Trend, заявил: «Я не выступаю против Ираклия Аласания, который участвовал во встрече, потому что лидер партии «Наша Грузия - свободные демократы» изначально был сторонником диалога и заявлял об этом открыто. Для меня непонятна позиция Асатиани и Гамсахурдиа, поскольку они никогда не проявляли терпимость к режиму Саакашвили».
Раскритикованные господином Хаиндрава лидеры партии «Свобода» и традиционалисты за словом в карман не полезли. Как заявил журналистам лидер традиционалистов Акакий Асатиани, когда Хаиндрава был в правительстве Саакашвили, то говорил совсем по-другому. «Пусть все сначала скажут о себе, а потом осуждают других», - отметил он. Член партии «Свобода» Бидзина Брегадзе сказал, что если разговор зайдет о периоде с 1992 года по сей день, то можно вспомнить о таких вещах, после которых «у многих политиков пропадет всякое желание выйти на улицу».
Судя по всему, именно на полную неспособность оппозиционеров найти общий язые и рассчитывают власти. Да и «подправленный» закон теперь у них полностью на службе. Так что осенняя фаза политического противостояния обещает быть шумной, но мало конструктивной.