Спрашивается: прав ли президент Грузии Михаил Саакашвили, называя протесты оппозиции - лишь «бурей в стакане воды»? А именно так на встрече с губернаторами и главами районных администраций он назвал антиправительственные выступления, которые не стихают уже три месяца. Как отметил Саакашвили, оппозиция не смогла создать стране масштабные проблемы, сообщают грузинские СМИ. Но если оппозиционеры столь безобидны, зачем ужесточать меры против них?
Однако 11 июля парламент в первом чтении проголосовал за пакет законодательных поправок, подготовленных правящей партией. Изменения направлены на ужесточение правил проведения митингов, увеличение размеров административных штрафов и сроков ареста. Инициированные властями нововведения запрещают проведение любых политических акций в радиусе 20 метров от административных и правительственных зданий. Уточняется и положение о перекрытии проезжей части улицы: это допускается лишь при наличии на митинге значительного количества людей, когда проведение манифестации иным способом невозможно, сообщает Civil.ge. Срок нахождения в заключении по целому ряду проступков, в том числе за сопротивление полиции, мелкое хулиганство и нарушение закона о митингах, увеличивается с 30 до 90 дней.
Еще до нынешнего голосования оппозиционеры выступили с резкой критикой поправок. Как писала GeorgiaTimes, генеральный секретарь оппозиционного движения «За единую Грузию» Эка Беселия заявила, что эти изменения будут способствовать новой волне репрессий. По словам Беселия, эти поправки открывают путь к диктатуре и нельзя их допускать их принятия. Лидер Объединенной оппозиции Леван Гачечиладзе также отметил, что изменениями в законодательстве власти страны подталкивают общественность к гражданскому противостоянию.
Но парламентское большинство проигнорировало оценки оппозиции и проголосовало «за» внесенные поправки. Парламентское меньшинство в знак протеста отказалось от участия в голосовании. В ходе дебатов депутаты от парламентского меньшинства предлагали представить проект изменений в законе о митингах на экспертизу Венецианской комиссии и не принимать документ без ее рекомендаций. Но депутаты от правящей партии заявили, что пакет будет направлен на экспертизу Венецианской комиссии лишь после его принятия.
Предложения парламентского меньшинства во время обсуждения поправок также никто не услышал. Так, Джонди Багатурия требовал снизить срок наказания за административные нарушения до 15 суток, сообщает GHN. Как указывал депутат, «даже при коммунистическом режиме административное наказание составляло 15 суток, а в демократической стране никак нельзя увеличивать срок наказания». Багатурия сказал: «Я призываю вас хорошо осознать, в какую ситуацию могут попасть простые пенсионеры, молодежь, водители, которые случайно нарушат правила проведения манифестаций». Он также отметил, что «нарушители» могут стать объектом политической мести.
Председатель парламента Давид Бакрадзе невольно признал, что нынешние поправки носят сугубо политический характер, когда бросил реплику, что по политическим мотивам коммунисты сажали-де своих оппонентов не на 15 суток, а на 15 лет. Так что «националам» (так называют в Грузии правящее «Единое национальное движения») до коммунистов далеко, как, впрочем, и до демократов. Ведь голос меньшинства правящее большинство в парламенте даже слушать не стало.
Парламентская оппозиция пыталась призвать на помощь Фемиду. Ведь если поправки только сейчас узаконили использование нелетального оружия, то, значит, применение резиновых пуль в ноябре 2007 года и в мае 2009 года было незаконным. Следовательно, виновные должны понести наказание. «На протяжении двух лет вы заявляете, что полиция имела право на применение оружия такого типа; если это так, то почему сейчас требуете его принятия?» - обратился в ходе дебатов к депутатам от правящей партии вице спикер христиан-демократ Леван Вепхвадзе.
Но, правящее большинство упорствовало в том, что существующий закон якобы не запрещает применения нелетальнорго оружия с целью наведения порядка. В качестве основания приводилось положение закона о том, что полиция может использовать такие вооружение и средства, которые не запрещены нормами международного права. Депутат Павле Кублашвили, один из соавторов законопроекта, заявил, что поправки стали необходимы для того, чтобы «установить те обстоятельства, при которых полиция может использовать нелетальное оружие».
Получается, что и в нынешней «демократической Грузии» партия власти всегда права. Не случайно «молодых реформаторов», свершивших «революцию роз», сравнивают в Грузии с необольшевиками.
Вот и поправки в закон «О манифестациях», да и сам ход их принятия, лишь подтверждают, что к провозглашенной мечте - демократии - пока стараются добраться старыми методами. Причем, грешат этим и правящее большинство, и рвущаяся к власти оппозиция. Последняя скандирует «Миша уходи», но так и не удосужится представить обществу собственную программу по выходу из кризиса. Только к чему и куда приведут такие методы, используемые ныне грузинской политэлитой?