Новый грузинский министр по вопросам реинтеграции Паата Закареишвили заявил, что позиция грузинских властей, отказывающихся признать независимость Абхазии и Южной Осетии, якобы соответствует интересам самих абхазов и осетин.
Возможность признания Абхазии и Южной Осетии чиновник отверг. "По-моему, худший вариант для абхазов и осетин — это признание Грузией их независимости. Этим мы полностью сдаем их России, — рассуждает Закареишвили в интервью "Кавказской политике". — Эти территории находятся на границе с Россией, и поэтому Россия все приберет там к своим рукам"
"Поэтому единственная гарантия, что у них в будущем появится какая-то перспектива — это непризнание независимости со стороны Грузии, — добавил он. — Это, можно сказать, для них гарантированная перспектива против тотальной российской экспансии; возможность рассчитывать на что-то другое, нежели быть полностью под влиянием России".
Говоря об Абхазии, грузинский министр признал, что экономическая ситуация в республике, получающей помощь России, улучшается с каждым годом. Однако при этом заявил, что развитие Абхазии и Южной Осетии якобы может обеспечить именно Грузия, а не Россия.
Закареишвили занял пост министра реинтеграции (имеется в виду "реинтеграция" Абхазии и Южной Осетии, которой добиваются грузинские власти) после недавних выборов. Напомним, что победившая на выборах оппозиционная коалиция "Грузинская мечта" во главе с миллиардером Бидзиной Иванишвили неоднократно заявляла о намерении улучшить отношения с Россией, а также добиться сближения с Абхазией и Южной Осетией. Аналогичные заявления делали и члены нового правительства, сформированного после выборов.
В то же время представители новой власти отказались пересматривать установку прежнего руководства страны, в соответствии с которой Россия считается "оккупантом", а Абхазия и Южная Осетия, соответственно, "оккупированными" грузинскими территориями. Они также отказались возобновлять дипломатические отношения с Россией, заявив, что не могут пойти на это в условиях, когда в "оккупированных" Сухума и Цхинвала функционируют российские посольства, пишет Лента.ру.
Отметим, что экс-спикер парламента Грузии Нино Бурджанадзе призвала власти страны отказаться от термина "оккупация" по отношению к пребыванию российских войск в Абхазии и Южной Осетии.
"Советую отказаться от термина "оккупация" во время переговоров с Россией, как это сделала Япония, использующая словосочетание "временно занятые территории" в отношении Южных Курил", — заявила экс-спикер в преддверии переговоров замглавы МИД РФ Григория Карасина и спецпредставителя грузинского правительства Зураба Абашидзе.
"Главное — не термины, а итог — полномасштабное урегулирование, которое включает и политические переговоры по территориальной целостности Грузии", — сказала Нино Бурджанадзе.
Президент Михаил Саакашвили "бессмысленной политикой реализовал все интересы России" в Грузии, в частности по военному и экономическому присутствию, считает политик. "Стабильность на Кавказе — это может быть важной темой переговоров", — подчеркнула она.
"Не сняв напряженность в отношениях с Россией, Грузия не будет в безопасности, в режиме нормального развития. При вражде с соседом, супергосударством, Грузия не сможет развиваться", — сказала Бурджанадзе, сообщает "Взгляд".
Глава МИД РФ РФ Сергей Лавров заявил, что заявления Грузии о том, что Абхазия и Южная Осетия являются оккупированными территориями, не способствуют налаживанию диалога с Россией. "Наши грузинские соседи говорят о стремлении нормализовать отношения, но подтверждают, что рассматривают Абхазию и Южную Осетию как оккупированные территории. Наверное, такая риторика не очень способствует началу диалога без предварительных условий", — сказал Лавров по итогам министерского заседания Совета Россия — НАТО.
А премьер-министр РФ Дмитрий Медведев заявил, что Москва готова к диалогу с новым руководством Грузии, но с учетом существующих геополитических реалий, включающих признание Россией Абхазии и Южной Осетии.
"Я как-то сказал, что я, единственное, с кем не готов сидеть за одним столом, это Михаил Саакашвили. Он начал войну, совершил преступление. Преступление прежде всего перед грузинским народом, перед другими народами, в смерти граждан которых он виноват. Нынешний премьер-министр — это уже другое поколение политиков, посмотрим на его реальные действия", — сказал Медведев.
Премьер отметил, что из Грузии идут сигналы о том, что хорошо бы наладить контакты, и Россия внимательно относится к этим сигналам.
"Я не вижу ничего плохого в том, чтобы восстанавливать гуманитарное сотрудничество, у нас самолеты летают, контакты между людьми, слава богу, продолжаются, культурные связи сохранились, торгово-экономические отношения тоже могут восстановиться… Это не самая простая дорога, но Россия всегда говорила, что мы готовы к диалогу с новым руководством Грузии. Но конечно, с учетом существующих геополитических реалий и решений о признании Абхазии и Южной Осетии, которые приняла Россия", — отметил российский премьер.