Сторонники президента Саакашвили обвиняют новое правительство в освобождении шпионов и "воров в законе". Их оппоненты из стана премьер-министра Иванишвили отвечают им взаимностью, напоминая, что при Саакашвили тюрьмы досрочно покинули тысячи осужденных за тяжкие преступления, в том числе наркобизнесмены. Так ли это на самом деле? В прессе появился целый список "воров в законе", которые или вышли на свободу, или готовятся к этому. Однако грузинские правозащитники заявляют, что освободить лиц, осужденных за тяжкие преступления, может лишь президент страны Михаил Саакашвили, а не парламент, который недавно принял закон "об амнистии".
Новые власти Грузии освобождают "воров в законе". Информация с такими заголовками все чаще стала появляться в грузинской прессе и интернет-изданиях. Называются даже конкретные имена - Элгуджа Дигмелашвили, Реви Дарахвелидзе, Бесо Папиашвили, Владимир Дзоценидзе. Всего в списке фигурирует более двадцати лиц, либо отпущенных на свободу, либо ожидающих освобождения. Появились также сведения о том, что власти Грузии якобы дали им три дня на то, чтобы увидеться с родственниками и покинуть территорию страны.
По грузинскому законодательству, за связь с воровским миром предусмотрен тюремный срок. Так что, лишь выйдя на свободу, "законник" вновь становится преступником, и его сразу же можно вернуть обратно за решетку. Впрочем, сам по себе термин "связь с воровским миром" достаточно расплывчат, что неоднократно вызывало недовольство грузинских правозащитников, которые отмечали, что многие люди несправедливо были осуждены по этой статье.
Читайте также: Извращения эпохи Саакашвили
Известная грузинская правозащитница Нана Какабадзе называет информацию об освобождении новыми властями "воров в законе" абсурдом. "Никаких механизмов по освобождению этих лиц у новых властей нет, помиловать осужденных может лишь президент Грузии, - сказала Какабадзе в интервью GeorgiaTimes. - Вчера и позавчера, к примеру, Михаил Саакашвили освободил 300 заключенных. Я считаю, что проблема в том, что личности тех, кого помиловал президент, не афишируются. Что касается парламента, то принятый им "закон об амнистии" не касался освобождения осужденных за тяжкие преступления, им лишь сбавлялась одна четверть срока. А освобождены по этому закону были лишь те лица, которые осуждены на 5 и менее лет. Этот закон никак не мог коснуться "воров в законе", которым присуждено 20, 25, а то и 30 лет. А вот по указу президента неоднократно отпускали на свободу осужденных за тяжкие преступления, в том числе за торговлю наркотиками. Я не знаю, входили ли в список помилованных "воры в законе", очень может быть. Саакашвили каждый день освобождает кого-то, только за последнее время на свободу вышли более 2-х тысяч человек", - заявила Какабадзе.
А вот адвокату Геле Николаишвили точно известна личность одного из "воров в законе", который должен выйти на свободу. Это Гоча Джинчарадзе, по кличке "Курша", который попал в грузинскую тюрьму после экстрадиции из России.
"Джинчарадзе - инвалид, у него серьезно повреждена нога после автокатастрофы, - сказал Николаишвили в интервью GeorgiaTimes. - Он был осужден на 8 лет, но шесть с половиной уже отсидел. После амнистии ему сбавили два года, он выходит на свободу. Последние несколько лет Джинчарадзе находился в тюремной больнице. По моей информации, Джинчарадзе хочет покинуть Грузию. Насколько мне известно, правоохранительные органы страны не будут препятствовать этому, в том числе дадут возможность встретиться с семьей. Я не знаю, сколько дней предоставляют тому или иному человеку для того, чтобы он уехал из страны, но в случае с Джинчарадзе МВД мне сообщили, что не тронут его до тех пор, пока он уедет из Грузии. Ведь формально они могут вернуть человека в тюрьму только за то, что он имеет связь с воровским миром. Про других "воров в законе" мне ничего не известно", - сказал Николаишвили.
Вопрос амнистии заключенных и их помилование уже давно стал предметом политических дебатов. Сторонники президента Саакашвили обвиняют премьер-министра Бидзину Иванишвили и его коалицию "Грузинская мечта" в том, что они отпускают на свободу осужденных за шпионаж и врагов Грузии. В свою очередь, сторонники Иванишвили напоминают, что Саакашвили освобождает из тюрем осужденных за тяжкие преступления, такие как торговля наркотиками, и лиц, имеющих несколько судимостей. "Закон об амнистии", который утвердил парламент страны, президент так и не подписал, и он вступил в силу после того, как подпись поставил председатель парламента Давид Усупашвили.
Читайте также: Новая власть освобождает Джавахети
"Я не думаю, что у нового правительства есть какая-либо стратегия в отношении "воров в законе" и кто-то собирается массово освобождать этих людей, - заявил в интервью GeorgiaTimes эксперт по политическим вопросам Сосо Цискаришвили. - Возможно, в данном случае речь идет о людях, которые уже давно находятся в тюрьме и которым сбавили срок в результате амнистии. Если бы была какая-либо реальная угроза для безопасности населения страны, то нам и всему миру сообщило бы об этом особо информированное агентство "Миша-инфо", которое, как правило, не упускает малейшего шанса для того, чтобы дискредитировать нынешнее руководство Грузии", - отметил Цискаришвили.
Тема "воров в законе" в Грузии стала актуальна после убийства в Москве уроженца Тбилиси, известного криминального авторитета Аслана Усояна по прозвищу "Дед Хасан". Уже на следующий день появилась информация, что семья убитого хочет похоронить его в Тбилиси. Однако власти Грузии, по словам родственников Аслана Усояна, отказали родным и близким криминального авторитета.
Михаил Вардзелашвили