Генеральный прокурор Грузии в эфире телеканала "Рустави-2" , в передаче "Постскриптум", заявил о существовании новых скандальных материалов, "даже мысль о которых заставит нормального человека содрогнуться". Однако высказывания Арчила Кбилашвили в этот раз были достаточно осторожны. Он не произнёс слова "видеокадры" - он сказал, что "существуют факты". Эти ужасающие факты - продолжение серии материалов об издевательствах над заключёнными в грузинских тюрьмах. Является ли и в этот раз местом действия всё та же Глданская тюрьма, прокурор не уточняет.
"Мы видели веники в тюрьмах, видели шантаж гомосексуалистов, но у нас есть ещё много ужасающей информации и материалов другого типа. Фантазия предыдущих властей на больное поведение не имела предела", - возмущённо говорит господин Кбилашвили. И далее уточняет, что именно его так ужаснуло.
"Представьте себе, как заключённого заставляют смотреть на кадры, на которых запечатлено изнасилование члена его семьи. Или как человека закапывают по горло в землю и над его головой, так сказать, справляют естественную нужду. По всему этому идет следствие. Мы являемся свидетелями на удивление неадекватной и труднопонимаемой реальности, но у нас уже даже нет удивления", - заявляет Кбилашвили.
Первые кадры произвола, царившего в грузинских тюрьмах, были показаны в эфире оппозиционных грузинских телеканалов в сентябре 2012 года, прямо накануне выборов. Общество живо откликнулось, последовали массовые митинги. Это стало последним аккордом в реквиеме партии Саакашвили. И позже общество выразило немалый интерес к сообщениям о гомосексуалистах. Интересно, что гораздо больше разговоров было вокруг того, стоило ли показывать скандальное гей-видео. И соответственно, посыпались пасквили в адрес прокуратуры, распространившей эти кадры. Сам президент Михаил Саакашвили выступил с заявлением, что намерен наказать прокуратуру, которая показала миру эти видеозаписи. И ни слова о том, что наказывать следует в первую очередь тех, кто всё это "вытворял". Акции в защиту прав сексуального меньшинства, резкие высказывания различных неправительственных организаций по защите прав человека и Журналистской хартии в отношении законности и этичности обнародования этих кадров, а также необоснованные требования к прокуратуре принести извинения тоже сыграли свою немалую роль в том, что внимание общества перекочевало с основной темы на второстепенную.
Ранее мы писали: Кадрам пыток в грузинских тюрьмах цены нет?
Но прокуратура извиняться не собирается. За что? "Когда доктор выявляет болезнь, ставит диагноз больному, разве он извиняется за это? Мы сыграли всего лишь роль зеркала, отобразив ужасы, которые были не только придуманы в больном воображении этих людей, но, к сожалению, ещё и осуществлены в реальности", - образно говорит господин Кбилашвили.
И все же, если мы не будем уходить от главной темы, позволив НПО заниматься своим делом, какую оценку можно дать деяниям чиновников и служащих тюрем, которые так изощрялись в придумывании способов пыток, что теперь с ними могут соперничать разве что герои "120 дней Содома" Пьера Паоло Пазоллини? Человека по горло закапывали в землю и справляли на него нужду. Кому и зачем понадобилось так унижать человеческое достоинство?
В этом ключе разоблачительные действия прокуратуры - это одно из достижений нового правительства. Само существование таких фактов в обществе возмутительно.
Как отметил Владимир Бедукадзе, один из тех, благодаря которому кадры увидели свет, он надеется, что нечеловеческое обращение в грузинских тюрьмах искоренено. Это ли не достижение?
После выхода из заключения под залог Бедукадзе сделал ряд громких заявлений. Одно из наиболее резонансных касалось экс-министра обороны Грузии Бачо Ахалаи, ныне отбывающего предварительное заключение по ряду обвинений, в том числе в злоупотреблении служебными полномочиями и незаконном лишении свободы. Бедукадзе заявил, в частности, что Ахалая, в бытность руководителем Департамента по исполнению наказаний (2005-2008 гг.), во время открытия Руставской тюрьмы № 6 лично принимал участие в жестоких пытках заключенных.
Что касается предоставленных Бедукадзе правоохранительным органам и СМИ кадров пыток, то, по его словам, все эти кадры он снимал по заданию директора Глданской тюрьмы №8 Александра Мухадзе с целью последующего шантажа заключенных.