Пропавшие миллионы ПИКа

Страсти вокруг телекомпании ПИК не утихают. Почему единственный русскоязычный канал в Грузии был закрыт? Общество строит догадки. Кто-то говорит, что после победы на выборах партии "Грузинская мечта" ПИК убрали за ненадобностью, как лишний "рупор пропаганды Саакашвили". Но в кулуарах "Первого Информационного Кавказского" идут совсем другие разговоры. Там обсуждают хищение генеральным директором канала кругленькой суммы денег. Об этом и многом другом нам рассказала продюсер канала ПИК Гиули Чачанашвили.

- Госпожа Чачанашвили, опишите, пожалуйста, общую ситуацию в телекомпании ПИК на сегодняшний день.

- Интересная ситуация сложилась вокруг этого канала. ПИК вроде бы существовал автономно, но тем не менее находился в подчинении у первого общественного канала грузинского телевидения. И его генеральный директор Гиорги Чантуриа очень давно муссирует мысль, что средства, которые тратятся на содержание телеканала ПИК, ему в тягость. И буквально несколько дней назад пошла информация как раз из первого канала, что Чантуриа окончательно решил, что телеканал должен быть закрыт. Естественно, весь наш коллектив решил узнать всё из первоисточника. А первоисточни это наш генеральный директор Алеко Парулава. Мы к нему долго пробивались, он нас никак не хотел принимать.

После третьей неудачной попытки мы дали Парулаве срок: если до семи вечера он нам не даёт ответа, мы были готовы провести свою журналистскую акцию. Не получив никакого удовлетворительного ответа, мы провели молчаливую акцию. Все наши ведущие журналисты стояли в кадре, и ведущие в студии задавали вопросы, ответы на которые мы хотели получить. Но обращались мы, естественно, к генеральному директору первого общественного канала. Это была 7-минутная молчаливая акция, которая прогремела как гром. Я понимаю, что она не была оригинальной, подобная акция была у BBC, но мы решили не изобретать велосипед, поскольку это был унифицированный способ выразить свой протест.

Парулава достаточно истерично пытался нам объяснить, какой он бедный и несчастный, плотно работает с гендиректором первого общественного, а мы не хотим дать ему время. Но мы настояли на том, чтобы в "прайм-тайм" прозвучала наша акция протеста. Однако случилось так, что за день до нашей акции наш сигнал перестали передавать на сателлит Hotbird. И снял нас именно первый общественный канал. Мотивации не было абсолютно никакой. Это для нас самое выгодное распространение, поскольку мы рассчитаны на русскоязычную аудиторию, а этот сателлит направлен именно на русскоязычные регионы.

Гиули Чачанашвили (вторая слева) на акции протеста

На прошлой неделе мы всем составом практически встретили рассвет на работе. У Парулавы ответа не было, а мы требовали ответа. В итоге он, совершенно оплёванный, вышел к нам, извинился и сказал, что все свободны. Самое интересное стало происходить как раз с этого момента. Оказалось, и лично меня повергло в шок, что наш генеральный директор Алеко Парулава лично написал заявление в адрес Чантуриа с просьбой ликвидировать канал ПИК и продолжать переговоры. Если бы не это заявление Александра Парулавы, я бы, может, и подумала, что у него что-то там не склеилось. Но сегодня я на 80 % уверена, что оба гендиректора ведут одну игру. Дело в том, что, согласно контракту с первым общественным каналом, наш канал получил 2 миллиона и создал практически всю продукцию, которая оговорена в контракте. А работать канал должен был до конца декабря. На это бюджетные деньги были. 2 миллиона лари исчезают в никуда.

Читайте также: Тяжелая судьба "рупоров Саакашвили"

- И вас, естественно, интересует, куда же исчезли это деньги.

- Мы требуем, чтобы на первом общественном канале был проведен внеплановый аудит. Пусть проведут проверку и на нашем канале. Нам интересно, насколько правильно были распределены средства, которые якобы были затрачены на работников канала. И если аудитор выявит нарушения... А я уверена, что выявит, хотя утверждать это несколько преждевременно, но куда-то же утекли эти деньги? Тем более что общественный канал прикрыл все ток-шоу под предлогом того, что у них нет денег. Мы требуем возвращения этих денег в бюджет, если они не будут потрачены на нужды телекомпании ПИК.

- Кому и зачем, по Вашему мнению, нужно было закрытие канала ПИК?

- У нас несколько предположений. Первое - это то, что Чантуриа прожрал 2 миллиона. Второе - что он тоже сидит на чемоданах и собирается, подобрав остатки денег, последовать примеру других членов правительства. Ну а третий вариант - причинить как можно больше неудобств новому правительству.

- Чем сейчас заняты сотрудники канала?

- 400 человек в одночасье остались не у дел. Мы сейчас только организуем акции. И самое главное, канал ПИК продолжает оставаться в эфире на дециметровых волнах. К моему удивлению, Александр Парулава остаётся генеральным директором вот этого дециметрового канала. Это в подтверждение тому, что он подписал контракт с Чантуриа о прекращении работы в обмен на то, что остаётся гендиректором. В этом весь фарс.

Читайте также: ПИК несбывшихся надежд

- А что Вы скажете по поводу обвинений в несанкционированном вещании через сателлит, предъявленном гендиректором первого общественного канала?

- Я сейчас вам буквально процитирую слова нашего юриста. Он сказал: когда было подписано соглашение между ОВГ и каналом ПИК, в нём было оговорено, что мы, во-первых, обязаны вещать на русском языке, а во-вторых, подавать сигнал на сателлит. Как утверждает юрист, несколько месяцев мы работали в этом режиме, то есть канал ПИК обеспечивал передачу сигнала на сателлит. В один прекрасный день представители ОВГ обратились к нашим юристам и технической службе с предложением не мучиться с сигналом. Они сказали, что сами могут обеспечить подачу сигнала и освободили нас от этого обязательства. Но априори оно остаётся у нас, то есть у канала ПИК.

Гиорги Чантуриа предъявил каналу ПИК два обвинения - несанкционированную подачу сигнала на сателлит и неугодный ему акт протеста. Согласно тому, что говорит юрист, когда стали выяснять, не вина ли это ОВГ, что не поступает сигнал на сателлит, они заявили, что это не их вина. Тогда мы, соблюдая наше обязательство, соединились с сателлитом и вышли в эфир. Руководитель ОВГ разъярился и накатал глупое и смешное письмецо. В этом письме он расписался в том, что слабо представляет, с какой категорией людей имеет дело, и что его действия являются прямым притеснением свободы слова и свободы прав человека. Мы, журналисты, должны ставить вопросы и получать на них ответы. Если этого не могут сделать журналисты, то как защитить свои права обыкновенным жителям?

- Насколько я знаю, ПИК начал вещание в очень сложное и неоднозначное время, когда менее всего ожидалось появление русскоязычного канала.

- Это произошло в 2008 году, после августовской войны. Тогда всё российское воспринималось враждебно, и даже те, кто знал русский язык, не признавались в этом. А сейчас, когда вроде бы ситуация меняется к лучшему, канал закрывается,что довольно странно. Никакой политической спекуляции здесь нет, ведь новое правительство ещё не у власти. Я знаю, все говорят, что ПИК - канал Саакашвили, и называются ещё другие правительственные персоны. Конечно, глупо утверждать, что они не принимали участие в создании этого канала. В послевоенном Тбилиси все встали перед дилеммой, нужен ли русскоязычный канал для всего постсоветского пространства, для Кавказа.

-Как вы оцениваете дальнейшую судьбу телеканала ПИК?

-Не могу сказать, что я оптимистично настроена. Просто сейчас и время для решения нашего вопроса не очень удобное. Только состоялось первое заседание парламента,формируется кабмин. Судя по тому, какие силы будут противодействовать друг другу, жизнь будет нелёгкой. Всё это перевело наш вопрос в разряд второстепенных. Но мы не собираемся останавливаться. На акции в Кутаиси мы будем требовать разобраться в этом вопросе, запустить аудит, наказать виновных, найти деньги, которые куда-то утекли. Послезавтра ожидается очень важное для нас событие. Хотя гендиректор ОВГ утверждает, что он единолично принимал решение, но мы понимаем, что, согласно Конституции, так это происходить не могло. Существует пул из 12 человек, они скрупулёзно разбирают все вопросы. Я даже знаю, кто помогает Чантуриа, но это наши закулисные сведения. У нас на дипломатическом уровне были встречи с представителями посольств США, Великобритании, очень много корпусов отозвались на факт закрытия телеканала. Завтра пул будет заседать, и решиться наша судьба. Вы знаете, настолько наш мир полон чудес, что я вполне допускаю, что на этом заседании вдруг решат, что канал возвращается в эфир. Это из области фантастики, но почему бы не помечтать?