"Первый Информационный Кавказский" телеканал в Грузии смотрят только 3 процента жителей страны, опрошенных Национально-демократическим институтом США. При этом годовое финансирование ПИКа из грузинского бюджета составляет более 10 миллионов долларов. За эти деньги русскоязычные грузины и российские русофобы рассказывают Северному Кавказу, что, по их мнению, происходит в регионе. А грузинские налогоплательщики только недоумевают, почему они обязаны за свой счет "просвещать" население соседних стран.
Национально-демократический институт США частенько исследует состояние общества в Грузии. И хотя оппозиция обычно критикует его выводы, называя их заказом властей, порой опросы дают информацию, похожую на правду. Так было, например, когда НДИ выяснил, что более 50 процентов грузин хотят дружить с Россией.
Новый опрос американского института показал, что в Грузии почти не читают газет, зато активно смотрят телевизор. На первом месте по популярности оказались телеканалы "Имеди" и "Рустави-2", которые находятся в частных руках, но безоговорочно поддерживают правительство. 69 процентов опрошенных смотрят потийский "Девятый канал", 64 процента - батумский "ТВ25", 55 процентов - "Общественное телевидение Грузии". Два оппозиционных канала "Кавкасия" и "Маэстро" интересуют 36 и 34 процента участников опроса соответственно. А вот телеканал ПИК, второй год пожирающий миллионы долларов из грузинского бюджета, в самой Грузии смотрят лишь 3 процента опрошенных НДИ.
Строго говоря, ПИК и создавался не для родного зрителя, а на экспорт. Поэтому языком вещания был выбран русский, постепенно вымирающий в современной Грузии. Отсюда и мизерные три процента аудитории у достаточно затратного государственного канала. Вообще-то, по закону, господдержка СМИ в стране запрещена. Но ПИК - это третий канал "Общественного телевидения Грузии", а оно содержится на деньги общественности, поступающие через госбюджет. То есть, все-таки телеканал напрямую зависит от правительства, хотя формально им с прошлого года руководит частная управляющая компания ООО "Кей 1".
В прошлом году финансирование телеканала составило семь с половиной миллионов долларов. В этом году на него будет потрачено почти 11 миллионов долларов. Для семимиллиардного бюджета Грузии это довольно большие деньги. Их можно было бы пустить на повышение пенсий и строительство жилья для беженцев первой волны, на учебники для школьников и бесплатное обучение большего количества студентов. Разве мало нуждающихся в Грузии, где роскошь центральных улиц соседствует с нищетой стареньких переулочков, а на одного сытого полицейского приходятся с десяток недоедающих рабочих и столько же безработных?
Впрочем, XXI век - век информационных войн. Поэтому маленькая, но прогрессивная Грузия не хочет отставать от супердержав и желает иметь свое медиа-оружие против главного противника - России. ПИК адресован жителям Северного Кавказа, которых официальный Тбилиси принципиально отличает от остальных россиян. Например, им открыт безвизовый въезд через российско-грузинскую границу. Но смотрят ли грузинский телеканал облагодетельствованные Саакашвили народы с северных склонов Кавказского хребта - большой вопрос.
По данным анонимного источника газеты "Алиа", телеканал ни в коей мере не оправдывает собственного существования, и поэтому сейчас идет его реорганизация. А именно присоединение к другому русскоязычному каналу - "Регион ТВ", рассчитанному на национальные меньшинства Грузии. "Телевидение, на которое Саакашвили и все правительство возлагали такие надежды, которое должно было стать самым сильным телевидением на всем Кавказе, якобы разрушителем российских каналов и российской политики, это телевидение сегодня имеет нулевой рейтинг, а может, и намного ниже нуля", - сообщил респондент. По его словам, у сотрудников ПИКа нереально высокие зарплаты. Особенно это касается иностранных журналистов.
Больше года компанией "Кей 1" управлял Роберт Парсонс, корреспондент французского телеканала "Франс 24". Он обещал повысить стандарты подачи информации в грузинских СМИ. Отчасти у него это получилось. На ПИКе появилось даже интервью с президентом России Дмитрием Медведевым. Но после этого почему-то Парсонс засобирался назад, в Париж, и в начале осени покинул Сакартвело. Его место в руководстве телеканала заняла Екатерина Котрикадзе - выпускница МГУ, с 2007 года живущая в Грузии.
Напоследок француз поделился впечатлениями от работы в Грузии. "Были случаи, когда представители правительства злились, но ко мне никто не приходил, никто не звонил, указаний не давали, чтобы я что-то делал по-другому", - рассказал он. На будущее он посоветовал ПИКу создать совет из международных специалистов, чтобы канал сохранил относительную независимость и доверие аудитории.
"Первый Информационный Кавказский" в момент перевоплощения из "Первого Кавказского" поставил цель "стать надежным источником объективной, оперативной и своевременной информации на русском языке" и "освещать различные аспекты культуры народов Кавказа и жизни региона".
Что такое "объективная" информация с точки зрения Грузии, хорошо показали события 2008 года в Южной Осетии, когда с подачи грузинских СМИ весь мир начал говорить о российской агрессии, хотя с артиллерией на Цхинвал пошла грузинская армия. Вот и на ПИКе показывают, например, фильмы о страданиях чеченцев во время антитеррористических кампаний, но умалчивают о тысячах русских, вынужденных бежать из дудаевской Ичкерии. Любят грузинские журналисты общаться и с беглым правительством самопровозглашенной Ичкерии. А вдова Алла Дудаева вообще является лицом телеканала.
Здесь же, на ПИКе, "объективную" информацию о России предоставляют политический эмигрант Олег Панфилов и - с недавних пор - звезда "Эха Москвы" Матвей Ганапольский.
Вот только смотреть и слушать их отчего-то ни в Грузии, ни в России люди не жаждут.