За арестами членов клана Арсена Канокова в Нальчике кабардинцы усматривают чьи-то козни, связанные с приходом в республику крупных капиталов на развитие туристического кластера и дележом земли между кабардинцами и балкарцами. Однако с точки зрения балкарца Далхата Байдаева, в правительстве Кабардино-Балкарии давно следовало провести чистки. Что же касается земли, то член Совета старейшин балкарского народа этнического конфликта в этом вопросе не видит и приветствует туризм, если доход от него пойдет в бюджеты поселений, а не в карман Каноковых.
- Далхат Магомедович, как вы оцениваете последние громкие аресты в республике?
- Это логическое завершение того, что руководство погрязло в коррупции. Но сделать это надо было несколько лет назад. Почему давали им столько лет воровать и беспредельничать? Может быть, в свой новый срок президентства Путин решил исправить положение?
- У Канокова появились разногласия с Москвой?
- Может, и есть разногласия. Вернулся Путин к президентству, наверняка он думает, что пора наводить порядок. Северный Кавказ у всех встал костью в горле. Сколько денег идет сюда, и идет только на этих "князьков". А наш - самый-самый Остап Бендер. Никто из руководителей северокавказских республик не может сравниться с ним в воровстве, мошенничестве, обмане. Здесь народ говорит так: "Стоит Арсену Башировичу поехать в Кремль с деньгами, и все вопросы он решит". Это просто вопрос времени. Веры такой нет, что это действительно начало наведения порядка. Республика находится в плачевном положении, экономики нет, безопасности людей нет, безработица растет, преступность растет, наркомания растет. А клан процветает, клан ворует.
Ранее опубликовано: Взгляд на "каноковщину": аресты в КБР имеют заказной характер
- Некоторые эксперты связывают попытку надавить на Канокова с желанием взять под контроль финансовые потоки, которые пойдут в республику на строительство туристического кластера.
- Это может иметь место. На руководителя региона без ведома "верхушки" такие наезды делать непозволительно.
- То есть в республике это никто не мог инициировать?
- Вряд ли. Арестованный Жамборов - руководитель аппарата президента, практически второе лицо в республике. Покуситься на его свободу - значит покуситься на свободу самого руководителя. Руководителя не могут арестовать сейчас, потому что он имеет иммунитет. Скорее всего, наезд идет сверху. А почему это делается? Хочется, чтобы это было началом наведения порядка. Те бешеные деньги, что идут на Северный Кавказ, если бы хоть на 50 процентов дошли до цели, такого положения тут не было бы.
- Но не все же идет мимо, и в КБР кое-что строится. Канатная дорога в 2010 году была запущена.
- Первая очередь этой канатной дороги была запущена еще в 2006 году. И она, неузаконенная, в эксплуатацию не принятая, земля под ней неузаконенная, - была помпезно открыта при полпреде Козаке. Три года она, не платя ни одной копейки налогов, работала на полную мощность. Там за последние три года ни один камень не положен, а деньги идут. Теперь еще большие деньги пойдут.
- Земельный вопрос в Кабардино-Балкарии и по сей день остается нерешенным.
- Да, остается нерешенным, потому что наша власть страшно боится, что кабардинцы и балкарцы сами, без их посредничества, договорятся, как поделить землю, чтобы она служила людям, населению. Мы все требуем исполнения 131 закона ("Об общих принципах организации местного самоуправления" - ред.). Речь-то идет не о границе между Кабардой и Балкарией, нет этой границы. Есть границы между поселениями, кабардинскими и балкарскими. Эти границы, как было всю жизнь, согласовывались на совете старейшин этих населенных пунктов. Вот сейчас вопрос так и стоит: мы сами на советах старейшин будем решать, кому сколько земли надо отвести, какому селу временно отдать землю, если это село сейчас страдает безработицей больше, чем соседнее село. Вот такие идут движения. А что касается этого туристического кластера в горах, мы совсем не против, чтобы привлекались инвестиции. Даже рады. Но сначала надо определить хозяина земли. Она должна принадлежать не Канокову. Не он должен решить, кому отдать эту землю в бессрочное пользование, какие объекты строить. Этим вопросом должны владеть местные советы и администрации поселений. Они должны знать, сколько у них гектаров земли, как эта земля используется, кому дается в аренду, сколько за нее платят, куда идут земельные налоги.
- А сейчас, пока земли контролирует республиканский центр, то есть президент Арсен Каноков?
- Власти заставили глав администраций поселений написать письма в районы с просьбой взять у них право распоряжаться землей. А районами непосредственно руководит Каноков. Кому он скажет, тому и дадут. Боже упаси, если кто-то осмелится какой-то квадратный метр без ведома его клана использовать. Это хана. Или его побьют, или убьют, или просто скинут с работы.
Ранее мы писали: Филармония Нальчика. Акт первый?
- Как же в такой ситуации вы собираетесь решать вопрос на Советах старейшин, если это будет вразрез с волей президента республики?
- Мы сначала вернем земли сельским поселениям, добьемся исполнения 131 закона, а потом уже будем решать. Федеральный центр должен быть в этом заинтересован, потому что если эта земля будет в распоряжении поселений, процесс ее использования станет очень прозрачным, сразу коррупция будет искоренена. Ведь 70 процентов коррупционных явлений в республики связано с землей. Никаких ваххабитских формирований здесь нет. Все это выдумки. Это бандитские формирования, которые находятся на обеспечении определенных структур. У того же клана есть несколько бандитских формирований, которые могут дестабилизировать обстановку, привести в чувство любого чиновника, который выкажет недовольство тем, что творится в республике.
- Значит, противостояние в земельном вопросе только между властью и народом, а между кабардинцами и балкарцами нет споров?
- Нет, это надуманное все. Что крестьянину в Терском районе до гор? Он только сейчас понял, что отобранное у балкарцев не отдадут все равно. А призывают его, чтобы отобрать. Было какое-то время напряженное положение, но сейчас все это отпадает. Есть организации, ангажированные руководством, которые пытаются разыграть межнациональную карту, но это уже, можно считать, в прошлом.
Многие спрашивают, а почему при таком положении дел такое пассивное население? Да население запуганное. Человек, который не работает 5-6 лет, боится Канокова так же, как работник какой-нибудь администрации. Почему? Он очень умело использовал родственные и дружеские отношения людей, присущие нашему менталитету. Тот, кто думает, что терять ему нечего и он может пойти на площадь выступать, ошибается. Потому что у этого, скажем, Магомеда обязательно найдется брат, сестра, племянник, который работает в школе, в больнице, в детском саду, в администрации. Власти моментально находят Фатиму с четырьмя детьми, четвероюродную племянницу этого Магомеда, которой говорят: "Мы тебя уволим, если твой Магомед не заткнется". И вот эта Фатима прибегает к Магомеду и говорит: "Я тебя умоляю, дети останутся голодными, ради Бога, перестань". И он перестает. Понимаете? Вся республика в заложниках у Канокова. Он гениальнейший человек. Он сумел нищую республику преподнести руководству страны как процветающую и заставил народ молчать.