Выборы в Южной Осетии: первый блин комом. А второй?

Вчера вечером в отставку подал генеральный прокурор Южной Осетии Теймураз Хугаев. Свое решение он объясни "заботой о будущем родины". Однако, скорее всего, все куда более обыденно. Хугаев уже давно стал "числом 13" для всех сторон, вовлеченных в югоосетинский политический кризис, кроме, разумеется, бывшего президента республики Эдуарда Кокойты. Чем ближе выборы, а они назначены на 25 марта, тем больше тревоги вызывает все происходящее в Цхинвале. Об этом мы поговорили с одним из кандидатов в президенты РЮО Станиславом Кочиевым.

- О большой политике в Южной Осетии знают все. Но скажите, вы ездите на встречи с обычными людьми, что интересует их?

- У людей много вопросов. Всех интересует, может ли со мной произойти то же, что произошло с Аллой Джиоевой, в случае если я одержу победу. Состояние города - тоже предмет беспокойства. Город превратился в одну большую лужу, и люди не хотят этого терпеть. Нашей главной достопримечательностью стали ямы и ухабы.

Читайте также: Южная Осетия строгого режима

- Как проходит предвыборная кампания? Оказывается ли на вас давление?

- Поначалу давление имело место быть. Нам Центризбирком не давал возможности публиковать наши агитационные материалы и газету. В этой газете публикуются мнения обычных людей, делаются опросы. Один человек в таком опросе прежних наших властителей назвал бандитами. Этот номер нам не дали выпустить. Не дали повесить баннер со словами: "власть народу, тюрьма бандитам". Административный ресурс, конечно, используется. Начался такой позорный период противостояния, когда идет война плакатов. Сдираются листы и на их место вешаются листы только одного кандидата, за которым стоят олигархи. У них есть деньги, но у нас-то денег нет. Мы работаем только за счет пожертвований.

- А разве за вами нет бизнесменов? Был слух о том, что помощь вам оказывал российский бизнесмен Альберт Джуссоев.

- Он оказывает помощь Тибилову, он встал на его сторону. За нашей спиной нет никакого бизнеса, никаких олигархов.

- Поговорим еще про угрозы. Один из кандидатов говорил о том, что ему регулярно угрожают, а теперь угрожают и его родным. Вас сия чаша миновала?

- В мой адрес угроз не было и быть не могло. Я начал борьбу не сегодня, а давно. И потому пострадал. Мои проблемы со здоровьем напрямую связаны с моей политической деятельностью. Как и недоверие, вынесенное мне парламентом, в котором большинство составляют люди бывшего президента и генерального прокурора. 4 октября прошлого года Компартия Южной Осетии обратилась к президенту с просьбой уйти, все уже от тебя устали, не доводи дело до кровопролития. А на следующий день мне был выражен вотум недоверия.

В борьбе за Южную Осетию все средства хороши

- Во время ноябрьских выборов не удалось установить точное число избирателей Южной Осетии. Как вы думаете, сейчас какая будет ситуация?

- Ситуация такова, что очень значительное число людей не допускается этой властью к себе на родину. Какое вообще право кто-то имел ограничивать людей в праве на гражданство, которое дано человеку от рождения? Но нет, гражданство у нас выдавалось только по высочайшему повелению нашего бывшего президента.

- Кто ваши избиратели, кто стоит сейчас рядом с вами?

- У нас много сторонников. Нас поддерживает село. Сейчас очень много задействовано грязных технологий. Кому-то раздают продукты, кому-то что-то еще. Мы говорим: берите все, что вам дают, потому что все равно все это куплено на деньги, у вас украденные. Так хоть чуть-чуть компенсируете то, что у вас украли. Но голосуйте по совести.

Экс-кандидат в президенты РЮО Алла Джиоева

- Есть тезис о том, что выборы 25 марта нелегимны. Вы согласны с этим?

- Ну как эти выборы могут считаться нелегитимными, если Верховный суд своим решением отменил выбор 18 тысяч граждан Южной Осетии, которые проголосовали в ноябре за Аллу Джиоеву. Я не был сторонником Аллы Алексеевны, но как только выборы закончились, Компартия опубликовала заявление, в котором она говорила, что победу у нее украли, а теперь держат, по сути, в тюрьме.

- А вы встречались с Аллой Джиоевой?

- Я четырежды с ней встречался. И последняя встреча была вчера. Она не может принять этих выборов, но понимает, что возврата во вчерашний день уже нет. А у меня не было к ней обращений за поддержкой. Посмотрим, пусть она сама выбирает, кого поддержать. Как только она попала под арест, я немедленно обратился с призывом к кандидатам в президенты выступить против этого. Но меня, к сожалению, никто не поддержал. Кое-кто из кандидатов связан с теперь уже бывшим генеральным прокурором.

Читайте по теме: Южная Осетия раздора

- Вы были одним из тех, кто очень активно настаивал на отставке генерального прокурора. Почему?

- Потому что это самый крупный "хвост", хотя его можно не "хвостом" назвать, а головой. В последнее время республикой фактически управлял генеральный прокурор. Даже в бытность президента Кокойты он уже вовсю рулил. Дважды правительство добивалось его отставки, но парламент, послушный Хугаеву, разумеется, одобрять отставку не стал.

- В случае вашей победы вы можете пригласить в свой стан кого-то из оппонентов?

- Конечно. Но на разных уровнях. С удовольствием могу предложить место Алле Джиоевой. Я на выбор предложил ей четыре места. По сути, я предложил ей вместе управлять страной. Я могу предложить ей место председателя парламента или председателя народного контроля, который мы хотим реанимировать, чтобы добиться контроля за бюджетом, который сейчас тотально разворовывается. Еще есть к ней предложение: занять должность вице-премьера, который будет отвечать за социальную сферу.