Где выборы - там и интриги. Борьба за президентское кресло в Южной Осетии - не исключение. Чем ближе день выборов, тем больше это правило подтверждается. Тот, кто хоть понаслышке знаком с политическими технологиями, знает: не так важно, что именно о тебе говорят. Важно, чтобы вообще говорили. Особенно если ты - кандидат в президенты. На этой неделе в Цхинвале заговорили сразу о двух претендентах на высший пост - о лидере Социал-демократической партии Дмитрии Тасоеве и о после РЮО в России Дмитрии Медоеве.
Осетинские СМИ начали активно обсуждать кандидата в президенты РЮО, председателя Социал-демократической партии республики Дмитрия Тасоева. А точнее - его статью о президентских выборах в декабре 2011 года и о том, какую роль играет в них Модест Колеров, главный редактор информационного агентства REGNUM. В своей статье Тасоев назвал Колерова "кукловодом Южной Осетии" и обвинил его в целенаправленном срыве волеизъявления народа республики.
Заголовок у материала Тасоева, мягко говоря, провокационный: "На кого работает кукловод?" Основное содержание примерно следующее: экс-президент Южной Осетии Эдуард Кокойты хотел оставить за собой власть в республике. А возможно, и пожизненное президентство. Добиться этого путем переизбрания или выдвижения на выборах своего "верного человека" для Кокойты было невозможно. "Потуги инсценировать третий срок не увенчались успехом, авторитет как президента РЮО низок, даже из своего окружения он не может выбрать преемника", - охарактеризовал положение Кокойты автор статьи. Поэтому, по его словам, Эдуард Джамболатович прибег к услугам главного редактора REGNUM Модеста Колерова. Как говорит автор статьи, накануне выборов 2011 года люди Колерова совместно с аппаратом правительства Эдуарда Кокойты разработали хитрую избирательную комбинацию, со множеством ловушек для кандидатов. В основном они предназначались Анатолию Бибилову и Алле Джиоевой. Чтобы заманить генерала Бибилова в ловушку, "заработала огромная машина пропаганды, заправленная циничной ложью, благодаря которой Бибилов становится "преемником". Ловушка для Бибилова выглядела как лабиринт с тайными ходами, откуда Бибилов ни за что не выйдет "во второй тур, а если же он выходит во второй тур, прилагаются все усилия для победы второго кандидата". То есть Аллы Джиоевой.
Читайте также Аллу Джиоеву - в президенты?
Как работает ловушка для Аллы Джиоевой? Аппарат Кокойты обеспечивает победу Джиоевой, чтобы потом расправиться с ней при помощи Верховного суда РЮО. По сведениям Тасоева, люди Колерова встречались с Джиоевой в Цхинвале. Колеров и сотоварищи должны были подогреть протестный дух Аллы Александровны и, по возможности, устроить ее выступление В Москве, на Болотной площади. "Факт присутствия Джиоевой на митинге, где все направлено против действующей власти в России, нежелателен ни для народа Южной Осетии, ни для властей РФ", - говорится в статье. Народ видит Джиоеву в окружении Немцова, Рыжкова и компании. Южноосетинские выборы 25 марта, как и было спланировано, превращаются в фарс. Итог: "В заключительном акте на сцену выходит Кокойты и обращается к России: "Я, и только я, смогу навести порядок в моем царстве!" И после этого Кокойты признают единственным законным правителем Южной Осетии. Занавес опускается, бурные аплодисменты.
Читайте также Каболов: Кокойты открыто руководит страной
Модест Колеров, прочитав статью Тасоева, заявил, что подаст на автора в суд за клевету. По его словам, предъявленные ему обвинения - ложь и полный абсурд. Как утверждает главный редактор REGNUM, ни на Джиоеву, ни на Бибилова он не мог никак влиять, поскольку с ними никогда не был знаком. Автор скандального материала, а по совместительству - кандидат в президенты Южной Осетии Дмитрий Тасоев, говорит, что от своих слов не отказывается. "Все, что я знаю, я написал в этой статье, и больше я ничего не могу комментировать. Я высказал свое мнение, и если кто-то хочет судиться - это его право. Вердикт "виновен" или "невиновен" пусть выносят компетентные органы", - цитирует лидера Социал-демократической партии Южной Осетии "Эхо Кавказа".
Лгал в своей статье Тасоев или нет, не так важно. Главное, что об этом кандидате в президенты Южной Осетии уже говорят, что ему, безусловно, на руку. Вот что рассказала о статье Тасоева в интервью GTimes Яна Амелина, заведующий отделом кавказских исследований Российского института стратегических исследований (РИСИ). "Все, о чем говорил Тасоев, никакого отношения к реальным фактам не имеет. Налицо его самопиар перед выборами. Стоит заметить, что весьма глупый".
Черный пиар - тоже пиар. В экстремальных условиях Южной Осетии он работает не хуже, а то лучше "белого". Предвыборная обстановка в республике выглядит так: выдвигайся, кто хочешь, пусть даже ты не имеешь никаких шансов. Кокойты, который фактически управляет Южной Осетией, такое только поощряет. Цель подобного хода - не допустить до выборов Аллу Джиоеву. Исход предрешен Кокойты заранее.
Читайте также Алла Джиоева: на ЦИК давили сверху
"Когда дело пойдет к выборам, власти посмотрят в список зарегистрированных кандидатов и увидят, кто им там конкурент, а кто нет. Если у кого-то из кандидатов обнаружатся хоть минимальные шансы на победу, Кокойты устами ЦИК скажет: или у него документы не в порядке, или не были проведены собрания штаба, или на собраниях были не те люди. В конце концов, можно сказать, что этот кандидат не сдал экзамена на знание государственных языков Южной Осетии. Свою ноябрьскую ошибку Кокойты точно не повторит", - сказал в интервью GTimes Валерий Каболов, глава осетинской общины в Москве.
На днях стало известно еще об одном кандидате. На пост президента РЮО планирует баллотироваться Дмитрий Медоев, посол республики в России. "Я уже провел консультации с влиятельными политическими кругами, своими коллегами, боевыми друзьями. Можно сказать, что если соберется инициативная группа и обратится ко мне с предложением выдвигаться на пост президента Республики Южная Осетия, я это согласие дам", - передает слова Медоева ИТАР-ТАСС.
Свое видение ситуации GTimes изложила Алла Джиоева, избранная в ноябре 2011 года президентом Южной Осетии. "Что касается Медоева, то он реализует конституционное право. Как говорится, в добрый путь. Я лишь могу задать ему единственный вопрос: признает ли он решение Верховного суда РЮО от 29 ноября 2011 года соответствующим законодательству Республики Южная Осетия? В зависимости от того, какой он даст ответ, я и буду строить свои взаимоотношения с ним. Несомненно, у него найдутся сторонники, потому что на ранних этапах Южной Осетии он принимал активное участие в становлении независимости республики. Как говорится, старая дружба не ржавеет. Лично я считаю выборы 25 марта нелегитимными, но если чиновник такого высокого уровня принял решение принять участие в нелегитимных выборах, то это тоже его выбор. Я не могу тут выступать в роли судьи.
Что касается Дмитрия Тасоева, то он был достойным защитником Южной Осетии. Судя по духу и букве его статьи, она не принадлежит перу Тасоева. А кто ведет самого Тасоева - это большой вопрос. Что касается Модеста Колерова, то я его никогда не видела, не знаю его, и совершенно не интересуюсь его "технологиями". Меня ведут не технологии, а судьба моего народа, моего государства Южная Осетия, где у меня есть свои обязанности, но есть и права, как и у любого гражданина Южной Осетии. Это единственный принцип, который я сейчас исповедую".