Ставропольский хиджаб раздора

В Нефтекумском районе Ставропольского края разгорелся скандал вокруг ношения хиджаба. Преподаватели общеобразовательной школы потребовали от учениц отказаться от ношения мусульманского платка на занятиях. Возмущенные родители пожаловались вначале в местный муфтият, а затем и в прокуратуру. Педагоги свое решение аргументируют светским характером образования и уставом школы. Историей, вызвавшей широкий общественный резонанс, уже заинтересовались эксперты и правозащитники.

12 октября духовное управление мусульман края посетила делегация родителей-мусульман с жалобой на то, что их девочек уже около двух недель не пускают в родные школы. Они рассказали, что пятеро школьниц Нефтекумского района с 3 октября не пускают в школу.

"В некоторых районах Ставропольского края, где компактно проживают мусульмане, не разрешают девочкам-мусульманкам посещать школу в мусульманских платках. Со своей стороны, родители девочек-мусульманок, не пускают детей в школу без платков. Сложилась патовая ситуация: как только дети начнут отставать от учебной программы (а у сельских жителей нет возможности обучать дочерей на дому), "неблагополучными" семьями займутся органы опеки", — сообщает пресс-служба краевого муфтията.

"Родители также подчеркивают, что в принципе преподаватели и классные руководители не разделяют своих учениц по религиозному признаку. Но они выполняют распоряжение вышестоящих органов. Завуч по воспитательной работе Тагира Аманиязова ссылается на устный приказ директора школы Марины Савиной, которая в свою очередь руководствуется устным указанием вышестоящей инстанции", — отмечается в релизе.

Читайте также: Битва за хиджаб в Баку: есть пострадавшие

Муфтият со ссылкой на слова муфтия Ставропольского края Мухаммада Хаджи Рахимова сообщает, что это уже шестая делегация родителей. До этого с аналогичной жалобой к нему приезжали жители Арзгирского и Степного районов Ставропольского края. М. Рахимов обратился к главам районов, к губернатору и прокурору Ставропольского края с просьбой помочь разрешить сложившуюся ситуацию, передает "Интерфакс".

За учениц-мусульманок вступился уполномоченный при президенте по правам детей Павел Астахов. Он заявил, что не считает хиджаб каким-то неприличным атрибутом, а учителям посоветовал прислушиваться к западному опыту. "В данном случае руководство школы явно перегибает палку. Нет никаких общих требований к внешнему виду учеников, и платок в данном случае не является каким-то неприличным атрибутом, — заявил Астахов. — В Америке, к примеру, ношение хиджаба не оскорбляет ничьих традиций и культуры".

Школьный этикет, по мнению дирекции и учителей, мусульманская одежда все же нарушила. В уставе образовательного учреждения четко прописана общепринятая форма одежды, которая должна соответствовать деловому стилю, единым для всех учеников.

В министерстве образования Ставропольского края позицию школы разделяют. По закону учебные заведения вправе сами назначать форму одежды для учеников. По Конституции у нас образование, так же как и наше государство, носит только светский характер, и поэтому органы государственного и общественного управления вправе устанавливать, в том числе и тот вид, в котором учащиеся посещают школу, — отметила министр образования Ставрпольского края Ирина Кувалдина. — Причем это касается не только ношения каких-либо атрибутов, но и ношения просто школьной формы".

Читайте также: Хиджаб как школьная форма

Не забывать о том, что школа — место светское, призвал и муфтий края. Он посоветовал учителям и родителям найти компромисс, в том числе и в одежде. "Мы понимаем, что мы находимся в светском государстве, где в школах есть свои уставы. Необходимо находить компромисс со стороны религии, со стороны государства", — отметил глава Духовного управления мусульман Ставропольского края Мухаммад-хаджи Рахимов. В качестве альтернативы хиджабу муфтий предложил обычную косынку, передает ГТРК "Ставрополье".

Председатель "Конгресса русских общин" и член президентского совета по межнациональным отношениям Алексей Журавлев заинтересовался историей с запретом хиджабов. Он отметил, что в недрах совета ужк разрабатывается программа по социальной и культурной адаптации мусульман в России.

"Проблема мусульманских традиций выглядит странно. Покажите мне немусульманскую страну мира, где демонстративное следование исламским традициям воспринимается нейтрально. Мусульмане делают сознательный акцент на ношении хиджабов, они должны показательно устраивать молебны. Максимальное проявление подобной агрессии — обвязаться взрывчаткой и взорваться где-нибудь на площади, — объяснил политик. — Это тоже, наверное, дань, какой-нибудь традиции, я, правда, таких культурных традиций не знаю, но тем не менее это же происходит".

По его мнению, любое демонстративное ношение специфической национальной одежды типа хиджаба воспринимается в обществе "далеко не толерантно". "И не потому, что к этой девушке есть какие-то вопросы, а потому что никто не даст гарантий, что она не обвяжется чем-то и с криком "Аллах Акбар" не проведет какие-то непонятные действия", — объясняет свою логику Журавлев.

Журавлев полагает, что мусульманским духовным лидерам предстоит тяжелая работа для формирования позитивного имиджа своей паствы и адаптации последователей ислама к жизни в немусульманских регионах России, для того чтобы последователи этой религии не воспринимались местными жителями с агрессией.

Читайте по теме: Свободная иранка носит хиджаб

"Сейчас представители исламского духовенства, которые занимаются этим и стараются всячески показать лучшие стороны своей религии, подвергаются нападкам вплоть до физического устранения. Это сложный процесс, надо работать с ним на государственном уровне. Мы намерены поднять соответствующий вопрос на совете по межнациональным конфликтам при президенте России", — отметил глава "Конгресса русских общин".

Программа, предложенная в совет, будет не инструкцией, а комплексом мер по социальной адаптации наиболее остро воспринимаемых в обществе традиций мусульман, отмечает политик.

Журавлев уверяет: он и его коллеги не навязывают свою программу, а предлагают варианты для обсуждения. Главная же цель Журавлева — избавить граждан от рефлекторного страха перед условной "девушке в парандже".

Заместитель председателя Совета муфтиев России Рушан Аббяс выразил уверенность: западная модель унификации всех традиций в России не сработает.

"Нельзя путать Россию со странами Запада. У России своя история многовековых добрососедских отношений последователей разных конфессий. Ислам, по данным историков, был впервые принят в России в Волжской Булгарии в 922 году, что на 66 лет раньше крещения Руси. Давайте посмотрим, как сегодня одеваются православные женщины: платки, длинные юбки, одежда, скрывающая все тело, кроме лица и кистей рук. Это почему-то не вызывает ни у кого опасения. Также одеваются и наши мусульманки, просто арабское слово "хиджаб", может, несколько режет слух. Также возьмем остальные национальные наряды: татарский, русский и прочие, они в таком же стиле", — говорит Аббяс.

Аббяс уверен, в том что в программах интеграции нет никакой необходимости. "Мы и так интегрированы в российское общество, ислам является государствообразующей религией наряду с православием, иудаизмом, буддизмом. Развитие нашего государства происходит через добрососедские отношения, а то, что сейчас говорят об адаптации, касается скорее общих бед представителей всех народов и религий — борьба с алкоголизмом, наркоманией и т. д., — рассуждает он.

По его мнению, в первую очередь надо задумываться над этим, а не над одеждой верующих. "К слову, в обычных школах верующие православные девушки тоже одеваются в платки с длинными одеяниями", — сказал Рушан Аббяс.

Замдиректора института этнологии и антропологии РАН, экс-министр Владимир Зорин, в свою очередь, посоветовал не забывать, что в России сейчас разрабатывается государственная стратегия по национальной политике.

"Думаю, что в рамках такой стратегии можно предусмотреть и подобные идеи. В этой отрасли государством осуществляется большая работа по взаимодействию религий. Проблематика не нова: вспомним исторические примеры позитивного опыта сотрудничества крупнейших конфессий — опыт урегулирования этих отношений был накоплен как в Российской империи, так и в официально атеистическом СССР", — напоминает он. В любом случае, говорит он, опыт организация взаимодействия конфессий у России имеется, пишет газета "Известия".