С 1 сентября этого года кубанские казаки будут очищать край от нелегальных мигрантов из Кавказа. Создаваемая по инициативе губернатора Ткачева казачья полиция будет препятствовать массовому переселению кавказцев на Кубань, отлавливать уже переправившихся нелегалов и бороться с этнической преступностью. Месячная зарплата казачьего полицейского составит 25 тысяч рублей, что для Кубани - весьма большие деньги. Ткачев пообещал жителям края, что "очистка" не перерастет в этнические чистки. Но кубанцы в этом сомневаются.
В 2002 году новоизбранный губернатор Кубани Александр Ткачев запомнился публичным заявлением в адрес нелегальных мигрантов. "Определять, "законный" мигрант или "незаконный", можно по фамилии, точнее, по её окончанию. Фамилии, оканчивающиеся на "ян", "дзе", "швили", "оглы" незаконны, так же как и их носители". Спустя некоторое время он сказал, что "турки - месхетинцы размножились на Кубани как кролики", и их надо бы депортировать. В начале нулевых годов Кубань стали сотрясать этнические столкновения. Молодчики крепкого сложения нападали на всех, кто более-менее был похож на кавказца. На кладбищах вандалы разрушали могилы с ненавистными фамилиями.
В 2011 году Ткачев сказал, что в прошлом "наговорил много глупостей". В 2012 году, говоря о создании в крае "казачьей полиции", он пообещал, что этнических чисток в крае не будет, поскольку казаки уважают тех кавказцев, которые живут здесь много лет.
Не перегнет ли "казачья полиция" палку в национальном вопросе? И настолько Кубань стонет из-за засилья мигрантов, что надо было срочно создавать такую полицию?К слову, примерная годовая бюджетная смета на полицию - 650 миллионов рублей. Нужны ли такие траты? Об этом с корреспондентом GTimes беседовали эксперты.
Юрий Бастрыкин, бывший вице-губернатор Краснодарского края, вице-президент Российского союза туриндустрии.
"Миграционными потоками должны заниматься Федеральная миграционная служба и правоохранительные органы. Смотреть за тем, кто и с какой целью приехал на Кубань из другого региона, где живет и работает - их прямая обязанность. Что касается использования в этом деле казачьих соединений, то это возможно. Это касается не только Кубани, но и Урала, Сибири, Дальнего Востока. У российского казачества много важных задач. Казаки входят в государственный реестр. Они могут помогать государству, например, как добровольные народные дружины. Но передавать этим народным дружинникам вопросы государственного регулирования, особенно в сфере миграционной политики - вряд ли оправданно. Если речь идет именно об этом, то должен быть строгий государственный контроль над казаками и государственная ответственность за их действия. Казачий статус должен быть строго определен. Если казаки хотят помогать государству в миграционных делах, то пусть этим казакам дадут работу в ФМС или правоохранительной системе. Причина этнической напряженности в России - не только в мигрантах из других регионов. Это и бесконтрольность, и коррупция, и перенасыщение рынка рабочей силы гастарбайтерами. Такие проблемы существуют не только у нас, но и в ЕС. Надо бороться с причинами этнической напряженности, а не со следствием. Не будет же казак бегать по вокзалам и бить шашкой наотмашь всех мигрантов с Кавказа".
Читайте также Как казаки на Гельмана ходили
Руслан Хасбулатов, экс-председатель Верховного Совета Российской Федерации, профессор Российской экономической академии имени Плеханова.
"Идея Ткачева насчет казаков, которые будут ловить "нелегалов" с Кавказа - не новая. Некоторые деятели еще в начале 90-х пытались доказать, что казаки - это отдельная нация, которой нужна своя собственная республика. Кубанский губернатор Ткачев продолжает эту линию казачьей самостийности. С моей точки зрения, его самостийные потуги - величайшая глупость, если не прямой кубанский сепаратизм, который подтолкнет к аналогичному сепаратизму в других регионах России. Казачий сепаратизм начинается чаще всего с разговоров о казачьих вооруженных отрядах, которые будут брать на себя функции государственного регулирования. Ткачев пытается доказать, что предоставление казакам исключительных прав поможет России. История показывает, что от эксклюзивности казачества для российского государства ничего позитивного никогда не было. Сейчас настоящих казаков в России нет. Где они, эти казаки? Манипуляции кубанских властей с казачеством - своего рода аберрация, остатки феодального мышления, которые прочно застряли не только в голове кубанского губернатора, но и других региональных вождей. К сожалению, этот региональный феодализм периодически получал и получает поддержку Москвы. Разумеется, таким вещам в централизованном государстве не должно быть места. Как и в любом централизованном государстве, в России есть жесткая правоохранительная система, где нет места никакому сепаратизму. Федеральный центр должен был раз и навсегда покончить с кубанским региональным феодализмом, чего, к сожалению, не произошло. Москва пытается обыграть региональных феодалов, перехитрить их, переманить на свою сторону, в итоге, проигрывает".
Читайте также После драки в Кисловодске
Аслан Шаззо, черкесский журналист, редактор информационного агентства NatPress.
«Региональная политика Ткачева в целом и зиждется на таких вещах, как подавление и депортация всех, кто ему по каким-то причинам не нравится. Всем запомнилась его фраза: "на Кубани нет места цыганам, туркам - месхетинцам, курдам и инакомыслящим". В 2003 году Ткачев объявил всех проживающих на Кубани армян, грузин, тюрков "нелегальными мигрантами". Про турок-месхетинцев он публично сказал, что они "размножаются как кролики". Дело кончилось тем, что на Кубани некие молодчики оскверняли армянские могилы, избивали прямо на улицах людей с неславянской внешностью. Били чаще всего не нелегальных мигрантов, а людей, которые жили в этом крае многие годы и отдавали для его процветания свои силы. Осквернение армянских могил даже не знаю, как комментировать. По-хорошему, рассуждать надо с атрибутики края: его устава, гимна и так далее. Я считаю, что в этой региональной атрибутике есть много ярко выраженной ксенофобии и даже сепаратистских настроений. Ткачев неоднократно называл кубанских казаков не россиянами, а "гражданами Кубани". Многонациональный край сейчас вынужден вписываться в ксенофобские законы самопровозглашенного моноэтнического "казачьего государства". Иначе сказать нельзя».
Тамерлан Алероев