Священник Алексий Касатиков выполнил тайное желание многих кубанцев и плюнул в лицо Марату Гельману. Скандальный галерист вчера попытался открыть в Краснодаре выставку современного искусства ICONS, но его встретила негодующая толпа верующих и казаков, а затем "тайный доброжелатель" оповестил о бомбе в выставочном центре и сорвал торжественное мероприятие. Сегодня экспозиция тихо открылась, но ее недруги обещают собрать многотысячную акцию против кощунственного искусства.
Если искусством считать любое самовыражение творцов, то священник Касатиков в Краснодаре в прямом смысле слова переплюнул всех авторов выставки Марата Гельмана ICONS. Перформанс служителя РПЦ был смачным и высокоидейным.
"Я вовсе не хотел оскорблять Гельмана, - объяснил настоятель храма в честь иконы Пресвятой Богородицы "Всех скорбящих Радость" "Югополису". - Плюнув ему в лицо, я таким образом приветствовал галериста в соответствии с лучшими традициями современного искусства, которое отрицает и перечеркивает духовные принципы, взращиваемые православием веками. Пусть Гельман расценивает мой плевок как божью росу. Всем остальным я советую перечитать рассказ Аркадия Аверченко "Крыса на подносе", в котором говорится об истинных ценностях и мракобесии".
Марат Александрович перформанс не оценил и отнес священника к "придуркам". "Я все думал, нужен мне Краснодар - не нужен, теперь понятно - если мракобесие не грохнуть на его родине - счастью не бывать, - записал галерист в своем блоге. - Главное - спокойствие, придурков в Краснодаре, может, и меньше, чем в других субъектах, они просто придурковатЕЕ". Но все же пикет против его выставки он счел достойной темой для мультсериала "Как казаки на Гельмана ходили".
А вот на вопрос, почему Гельман не дал сдачи напавшему на него протоиерею, организатор выставки ответил: "Сложно мне, я толстовец и в то же время боец, боялся собственного гнева".
Хотя бояться больше всего стоило гнева казаков, активно поддержавших Касатикова. Они ведь люди простые - "шашки наголо и голову с плеч". Правда, как выяснилось впоследствии, протестовать вышли вовсе не реестровые кубанские казаки, войсковой атаман которых, Долуда Николай, является вице-губернатором и не смеет перечить своему шефу Александру Ткачеву, согласовавшему не только выставки Гельмана, но и создание музея современного искусства с его участием.
Митинг устроило казачье общество из пригорода Краснодара. Ну что с них, станичников, возьмешь? Заместитель атамана этого Пашковского общества Олег Белый даже не знал, что, собственно говоря, Гельман покажет краснодарцам. "Мы узнали о проведении выставки из СМИ, прочитали, что Екатеринодарская и Кубанская епархия против проекта центра современного искусства Гельмана. Кроме этого, епископ Ставропольский и Невинномысский Кирилл обратился к Ткачеву с просьбой не допустить выставок Гельмана в Краснодаре. В связи с этим считаем недопустимым проводить выставку, оскорбляющую чувства православных", - объяснил он порталу "Живая Кубань".
В реестровом казачестве еще до выставки обещали высказать свое мнение, но так и не сподобились. После скандала с плевком Касатикова в Кубанском войске и вовсе наступила тишина. Все вдруг разошлись по совещаниям. Корреспонденту GTimes удалось дозвониться только до есаула Виктора Светличного, да и тот оказался на больничной койке. Но про выставку Гельмана он все-таки слышал. Выступление казаков против нее Светличный назвал выражением личного мнения граждан России, а не общим казачьим решением. "Я сам отношусь к противникам подобных выставок, которые оскорбляют чувства верующих", - признался он, отметив, что посещать экспозицию не собирается.
Впрочем, далеко не все противники Гельмана так плохо осведомлены о содержании работ на организованных им экспозициях. По крайней мере авторы листовок "Кубань, спаси своих детей от гельманов" самые скандальные творения, вроде целующихся и совокупляющихся ментов и распятия с орденом Ленина вместо головы Христа, видели. И не просто видели, а размножили их и разбросали возле выставочного центра, внеся свой вклад в "гельманизацию" России, против которой выступали.
Еще одна листовка вышла без иллюстраций. Но и в ней все самое скабрезное в современном искусстве скрупулезно описано. "Один экспонат - мужчина, наступив на Образ Богородицы, замахивается топором, или другой - где лик Пречистой Богоматери с младенцем Иисусом замазаны черной икрой", - объясняет листовка, почему все выставки Гельмана - это "поругание святынь, издевательство над историей России, глумление над старшим поколением, навязывание всевозможных извращений и пропаганда употребления наркотиков". "Если мы допустим утверждение на Кубани этой мерзости, то отдадим детей своих в руки растлителей... Каждый, увидевший это, уже оскверняется", - предупреждает листовка без картинок, в отличие от той, которая наглядно все иллюстрирует репродукциями и, соответственно, оскверняет каждого своего читателя.
Марат Гельман считает, что все, кто протестует против подобных работ - отсталые люди, и если Краснодар не откроет музей современного искусства, то просто погибнет. "Я говорю жестко, ставлю вопрос ребром: либо Краснодар шагнет в будущее, либо его ждет деградация", - заявил он в одном из интервью кубанским журналистам.
Страшно, конечно, что будущее видится Гельману непременно в антураже полотен, которые отражают скверну современного общества. Но, пожалуй, борьбой с выставками растление кубанцев, как и всех россиян, не прекратишь. Художники лишь передают мироощущение, навеянное далеко не благостной реальностью. А ее формируют не столько музеи, куда ходит лишь небольшой процент населения, сколько телевидение, кинопрокат, книжная и журнальная продукция и тому подобное. Что же теперь, ввести тотальную цензуру? Это Россия уже проходила в царские годы и в советский период, но почему-то каждое новое поколение от ограничений свободы самовыражения старалось избавиться. Может быть, потому, что не вкусивший плодов с древа знаний, не зная греха, не осознает и прелестей рая?