Турция, как один из основных политических игроков Южного Кавказа и Ближнего Востока, никогда не скрывала желания усилить свое влияние в этих регионах. В качестве одного из плацдармов своего утверждения на Кавказе Анкара рассматривает нагорно-карабахский конфликт. Турецкая элита на протяжении последних 18-ти лет делает безуспешные попытки вмешаться в этот конфликт в разных форматах - от "беспристрастного миротворца" до прямо сподвижника Баку.
Амбиции Анкары в регионе, учитывая его военный, политический и экономический потенциал, вполне естественны. С одной стороны, государство ведет переговоры по вступлению в ЕС, перспектива которых туманна. С другой - внутренний потенциал Турции растет, что подталкивает элиту страны к "расширению". Таким образом, Турция сейчас превратилась в конкурирующую с Ираном и Россией региональную державу, у которой есть большой потенциал и внутренняя энергия.
С этой целью турецкая сторона в качестве своей концепции в международных отношениях объявила политику "Ноль проблем с соседями". Производной этой политики была инициатива "региональная платформа" по выстраиванию отношений с тремя южнокавказскими странами (откуда был исключен Иран). "Платформа" была всего лишь задекларирована и не продвинулась дальше заявлений. Ей последовал процесс нормализации армяно-турецких отношений. Однако он застопорился по причине прессинга со стороны Азербайджана. Из-за Баку Анкара выдвинула условия, касающиеся нагорно-карабахского конфликта. Турция до сих пор при каждом удобном случае говорит о важности решения карабахской проблемы, не забывая предлагать свои "миротворческие услуги".
Аэропорт, Турция и Карабах
Близящийся запуск аэропорта в Нагорном Карабахе стал предметом жестких дебатов между Арменией, Карабахом и Азербайджаном. Не могла не вмешаться и Турция, которая устами главы МИД Ахмета Давутоглу в Баку на днях заявила, что открытие аэропорта в Степанакерте негативно отразится на процессе урегулирования конфликта. "Вопрос аэропорта должен быть решен в рамках международного права", - подчеркнул он.
Примечательно, что группа депутатов турецкого парламента в ответ на запуск степанакертского аэропорта намеревается инициировать вопрос о закрытии воздушного пространства Турции для направляющихся в Армению самолетов. В Ереване же угрозу Анкары считают простым дипломатическим заявлением, нацеленным как на устрашение Еревана, так и на угоду Баку.
Ответ армянской стороны на уровне вице-спикера парламента Эдуарда Шармазанова был довольно резким. Он напомнил Анкаре историю оккупации Северного Кипра. "Министр иностранных дел Турции правильно поступит, если вместо ковыряния в карабахском конфликте обратит свой взор на оккупированный Анкарой Северный Кипр, где уже долгие годы действует аэропорт", - подчеркнул в беседе с корреспондентом GTimes Эдуард Шармазанов. Что касается намерения турецких депутатов закрыть авиапространство Турции для Армении (сухопутная граница между Турцией и Арменией закрыта по инициативе Анкары вначале 1990 гг. из-за карабахского конфликта - ред.), Шармазанов подчеркнул: "Я очень негативно отношусь к данной инициативе и не думаю, что это сфера компетенции указанных депутатов".
Дежурное заявление турецкой стороны
"Это дежурное заявление турецкой стороны, фактически являющееся продолжением ранее озвученных тем. Технически Турция это может сделать, но тогда столкнется с аналогичным решением Армении по закрытию неба для турецких самолетов и рейсов в Нахичевань, а также получит новый международный скандал, который вряд ли ей сейчас нужен", - сказал в беседе корреспондентом GTimes замдиректора Института Кавказа, политолог Сергей Минасян. По его словам, аналогический ответ Армении может сработать, поскольку технически самолетам очень трудно лететь в Нахичевань (зажатый между Турцией, Арменией и Ираном азербайджанский анклав - прим. автора) исключительно через небольшой отрезок турецко-нахичеванской границы. На его взгляд, это заявление можно считать методом устрашения для Еревана и политической "пищей" для внутреннего пользования в Азербайджане и Турции.
Армянский тюрколог Артак Шакарян придерживается несколько другого мнения по поводу реалистичности угрозы, исходящей из Турции. "Угроза в принципе реальная. Но я думаю, что Турция не закроет свое воздушное пространство для всех рейсов в Армению, а только запретит авиарейс "Стамбул-Ереван", но опять-таки временно", - подчеркнул эксперт в беседе с корреспондентом GTimes. Он считает, что в случае блокирования рейса Турция откроет его где-то в начале апреля, чтобы Обама 24 апреля (день памяти жертв Геноцида армян) сказал: "Есть позитивные шаги со стороны Турции. Анкара открыла воздушное пространство". "Армения предоставляет воздушный коридор для Турции и Азербайджана и в принципе может закрыть его, но это не составит большой проблемы", - заключил тюрколог.
Аршалуйс Мгдесян