Главы МИД 27 стран Евросоюза на заседании в Люксембурге утвердят новые блоки экономических санкций в отношении Ирана, которые включают запрет на поставки газа из этой страны. Европейским энергетическим компаниям будет запрещено заключать с этой страной контракты на закупки "голубого топлива".
Уже действующие санкции запрещают инвестиции в газовую промышленность Ирана, но не касаются его импорта в страны ЕС, объемы которого, впрочем, являются незначительными. В соответствии с новым блоком санкций, ЕС запретит также продавать Ирану графит и алюминий, которые могут быть использованы для производства ядерного оружия и баллистических ракет.
Кроме того, банкам стран ЕС запретят осуществлять какие-либо сделки с иранскими кредитными организациями, за исключением гуманитарных закупок, включая продовольствие и медикаменты.
Ожидается, что в "черный список" иранских компаний, с которыми европейским предприятиям запрещено вести бизнес, будет включено порядка трех десятков юридических лиц, которых в ЕС подозревает в финансирования властей Ирана и/или причастности к финансовой подпитке ядерной программы.
Предполагается также введение ряда ограничений на торговлю с иранскими телекоммуникационными компаниями. Кроме того, странам ЕС запретят регистрировать под своими флагами принадлежащие иранским владельцам торговые суда и продавать Ирану морские грузовозы.
Страны Евросоюза ранее ввели эмбарго на импорт иранской нефти, которое вступило в силу с 1 июля. Свои действия страны ЕС объяснили тем, что они хотят заставить Тегеран отказаться от ядерных амбиций. Еще до принятия запрета представители иранского военного командования заявили о наличии у них возможностей по перекрытию Ормузского пролива, являющегося одним из ключевых морских путей транспортировки нефти из Персидского залива, в случае если страны Запада введут санкции на экспорт нефти из Исламской Республики. Однако ответных силовых действий Ирана на решение ЕС не последовало, передает РИА Новости.
США, ряд других стран Запада и Израиль подозревают Иран в разработке ядерного оружия под прикрытием программы мирного атома. Тегеран не отрицает, что обогащает уран до 20%, однако заявляет, что его атомная программа направлена исключительно на удовлетворение потребностей страны в электроэнергии.
Накануне генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун напомнил, что Ирану следует в полном объеме соблюдать соответствующие резолюции Совета безопасности ООН и сотрудничать с Международным агентством по атомной энергии.
Пан Ги Мун предостерег государства-члены ООН против обращения к жесткой политической риторике и неумеренного применения угроз развязать войну. Все это но нисколько не способствует разрешению конфликтов, подчеркнул он.
"Поэтому я призвал государства воздержаться от подобной риторики, имея в виду, что все открытые вопросы должны решаться мирно, с помощью диалога. Это послание было передано всем сторонам: как Ирану, так и Израилю", - сказал Пан Ги Мун.
Глава МИД РФ Сергей Лавров также заявил, что угрозы применения силы против Ирана приведут к свертыванию переговорного процесса по его ядерной программе.
"Мы периодически слышим угрозы, что, если не будет прогресса (в переговорах) по иранской ядерной программе, то останется только применить силу. Мы очень рассчитываем, что этого никогда не произойдет. Это кратчайший путь к тому, чтобы подорвать усилия по урегулированию всех вопросов", - сказал Лавров по итогам выступления в Совете Федерации.
Министр подчеркнул, что сейчас самое главное - сконцентрироваться на работе "шестерки". "Готовится очередной раунд переговоров на уровне заместителей министров иностранных дел. Есть наработки, которые, в том числе, продвигает и российская сторона", - добавил он.
Между тем, представитель Госдепартамента США Виктория Нуланд отметила, что падение иранской валюты риала "свидетельствует о неоспоримом успехе экономического давления и санкций США в отношении Ирана". "С нашей точки зрения, это говорит о неослабевающем и становящимся все более эффективным международном давлении, которое мы все оказываем на иранскую экономику, - сказала Нуланд.
"Иранская экономика испытывает невероятные трудности. Иран становится все более изолированным от мировой финансовой системы. Значительный объем иранской нефти не попадает на (мировой) рынок", - добавила она.
По словам Нуланд, санкции против Ирана являются важным фактором, призванным повлиять на принимаемые иранским руководством решения относительно своей ядерной программы. "Эти санкции оказывают эффект, на который мы рассчитывали", - подчеркнула она, сообщает "Взгляд".