Иранская национальная валюта — риал бьет новые рекорды обесценения: во вторник ее курс упал еще минимум на 17%, до 35 тыс. риалов за доллар. Это сильнейшее снижение курса после объявления ЕС эмбарго на экспорт иранской нефти. США торжествуют, констатируя эффективность принятых против Тегерана санкций.
Попытка Ирана стабилизировать курс риала, обесценивающегося после объявления ЕС нефтяного эмбарго, обернулась резким бегством компаний и населения в твердую валюту. Центробанк страны установил особый курс для компаний — поставщиков ключевых товаров с целью косвенного субсидирования их деятельности, поскольку импортные товары последовательно дорожают, становясь все более недоступными для местного населения. Власти пытаются прекратить панику: президент Ирана Махмуд Ахмадинежад уже пообещал пополнять бюджет не только нефтяными доходами и заявил, что страна по-прежнему обладает значительными валютными резервами.
Девальвация риала продолжается с 24 сентября, когда в рамках специально созданного "валютного центра" ключевые иранские импортеры, поставляющие продовольствие и медикаменты, получили возможность приобретать твердую валюту по сниженному обменному курсу. Иранский Центробанк планировал увеличить предложение валюты и тем самым стабилизировать курс, однако население Ирана восприняло эту меру как сигнал к действию. В итоге с начала прошлой недели, когда за один доллар США на открытом рынке требовали 24,6 тыс. риалов (и 24,04 тыс. риалов в "валютном центре"), национальная валюта потеряла в цене более 30%.
Напомним, правительство Ирана отказалось от фиксированного курса риала в 2002 году, когда на Тегеранской бирже стали торговаться валютные сертификаты. Однако серьезное ослабление иранской валюты, традиционно поддерживаемой долларовой выручкой нефтяных экспортеров, началось в конце 2011 года, когда в ЕС приступили к обсуждению экономических санкций, инициированных США с целью остановки работ по обогащению урана. Набор санкций, окончательно одобренных в январе этого года, включает запрет на торговлю и транспортировку иранской нефти — основной статьи экспорта. Полугодовое "освобождение" от угрозы санкций при условии последовательного снижения объемов импорта иранской нефти Госдепартамент США предоставил только Китаю, Индии и Японии. Впрочем, Китай уже публично отказался следовать "диктату Вашингтона".
Махмуд Ахмадинежад назвал резкое падение курса риала следствием "психологической войны Запада против Ирана". Он заверил, что страна по-прежнему обладает существенными валютными ресурсами, и пообещал компенсировать санкции, в том числе против банков, которые "не могут получить деньги при продаже нефтепродуктов", "другими способами".
Отметим, что таможенная статистика свидетельствует о более чем двукратном падении экспортных объемов нефти с конца 2011 года — с 2,2 млн баррелей в день в январе этого года до 0,94 млн баррелей в июле (и 1,7 млн месяцем ранее, до вступления санкций в силу, подсчитали в Rhodium Group). Тем не менее текущий объем экспорта, преимущественно в Китай и Индию, по-прежнему обеспечивает правительство некоторым объемом валютной выручки. Кроме того, эмбарго не коснулось природного газа, по запасам которого Иран занимает второе место (1,046 трлн куб. м) после РФ, однако до последнего времени газ прежде всего использовался для внутреннего потребления. Впрочем, по оценкам экспертов, введение запрета на экспорт газа существенно болезненнее для Европы, а потому маловероятно, пишет газета "Коммерсантъ".
Представитель Госдепартамента США Виктория Нуланд отметила на ежедневном брифинге для прессы, что падение риала "свидетельствует о неоспоримом успехе экономического давления и санкций США в отношении Ирана". По ее словам, данные санкции "являются одними из самых жестких в истории страны" и "наносят очень тяжелый удар по экономике Ирана".
"С нашей точки зрения, это говорит о неослабевающем и становящимся все более эффективным международном давлении, которое мы все оказываем на иранскую экономику, — сказала Нуланд. — Иранская экономика испытывает невероятные трудности. Иран становится все более изолированным от мировой финансовой системы. Значительный объем иранской нефти не попадает на (мировой) рынок".
По словам Нуланд, санкции против Исламской Республики являются важным фактором, призванным повлиять на принимаемые иранским руководством решения относительно своей ядерной программы. "Эти санкции оказывают эффект, на который мы рассчитывали", — подчеркнула представитель госдепартамента. При этом она признала, что падение курса национальной валюты Ирана бьет по простым гражданам, сообщает "Взгляд".
Ранее американская администрация не раз заявляла, что вводит санкции для того, чтобы подорвать экономическое положение Ирана и не допустить финансирования им ядерных разработок и закупок материалов для производства ядерного оружия.
"Эта ситуация является прямым следствием выбора, которые сделали иранские власти. Из-за ошибок в выборе (пути развития) и управлении страной, иранская экономика находится под беспрецедентным давлением. Мы с самого начала строили нашу политику так, чтобы поставить иранское руководство перед выбором", - заявил журналистам в понедельник официальный представитель Белого дома Джей Карни.
По словам Карни, проблемы в экономике Ирана говорят о том, что международное сообщество выбрало верный путь решения иранской проблемы. Вместе с тем, мировые СМИ пока ничего не сообщают о проблемах в иранском оборонном комплексе и научной сфере. Однако, отмечает американская администрация, такое давление принесет пользу и в итоге заставит Иран начать выполнять международные обязательства, а также отказаться от ядерной программы.
"Иран может начать выполнять международные обязательства относительно ядерной программы и присоединиться к международному сообществу, в противном случае, (он) столкнется с еще большей изоляцией", - сказал Карни.
США, ряд других стран Запада и Израиль подозревают Иран в разработке ядерного оружия под прикрытием программы мирного атома. Тегеран не отрицает, что обогащает уран до 20%, однако заявляет, что его атомная программа направлена исключительно на удовлетворение потребностей страны в электроэнергии.
"Шестерка" международных посредников, в которую входят представители России, Великобритании, Китая, США, Франции и Германии, с 2003 года совместно с МАГАТЭ добивается от Ирана приостановки работ по обогащению урана, которые могут представлять угрозу режиму ядерного нераспространения, передает РИА Новости.