На правительственных зданиях в ряде курдских районов Сирии флаги Рабочей партии Курдистана были заменены на флаги Курдистана. Солнечный триколор взвился над городами Африн, Кобани, Амуде и аль-Айна. Въезды и выезды в эти районы охраняет курдское ополчение, а активисты требуют автономии. Что это значит? По этому поводу корреспондент GTimes беседовал с экспертом-востоковедом Ахмедом Кошевым.
Курды Сирии с самого начала конфликта были нейтральной стороной. От поддержки режима их отталкивали старые счеты с режимом Асадов, а от сотрудничества с оппозицией - неуверенность в честности оппозиционеров. Несколько позже курдские лидеры Сирии и Башар Асад заключили негласный договор о ненападении и взаимной поддержке. Пусть и запоздалые, но все же проведенные Асадом политические реформы улучшили положение курдов. Официальный Дамаск согласился предоставить курдским районам Сирии полуавтономный статус. Руководство Рабочей партии Курдистана заверило Асада в том, что курдское движение заинтересовано в единой и демократической Сирии, а не в гипотетическом "Великом Курдистане". В связи с этим в ряде городов сирийского Курдистана вместе с флагами Сирии были вывешены флаги РПК.
Но сейчас ситуация изменилась. Вооруженные группы курдских активистов захватили ряд правительственных зданий в городах Африн, Кобани, Амуде, Камышлы. На въездах и выездах в районы стоят вооруженные курдские патрули. Все чаще стали зазвучали разговоры о суверенитете Сирийского Курдистана. Источников в Сирии сообщают, что эту идею начинают серьезно воспринимать в Эрбиле. Не означает ли это, что курды отказались от нейтралитета в сирийском вопросе и от своего негласного договора с Асадом?
Читайте также: Курды против Башара Асада
По этому поводу с GTimes беседовал Ким Кошев, вице-президент Российского общества солидарности и сотрудничества с народами Азии и Африки, ветеран отечественного востоковедения, проработавший около тридцати лет в Ираке и Сирии.
-Ким Ахмедович, почему на правительственных зданиях в курдских районах Сирии появились курдские национальные флаги?
- Это, скорее всего, провокация. За курдами Ближнего Востока давно уже пристально смотрят США и Великобритания. Элитам этих стран выгодна энтропия в регионе. В Сирии сейчас происходит то, что арабы называют "ле-хабот", то есть безумие. Англичане и американцы по этому поводу говорят проще - fish in troubled waters, то есть "рыбка в мутной воде". За курдскими флагами в Африне и Камышлы может последовать очередное кровопролитие. После этого Сенат Конгресса США выделяет миллионы долларов, эти деньги распиливаются, а о курдах Сирии больше никто не вспоминает. Не исключу, что часть денег от этого распила могут предложить кое-кому из сирийских курдов, арабов, даже иранцев. Купленные арабы, курды и иранцы будут петь хором о массовой гибели курдов в Сирии, а политиканы из Вашингтона, Лондона и Парижа - набивать свои карманы. И тем, и другим реальные проблемы сирийских курдов - до лампочки.
- Как Вы оцениваете позицию курдов Сирии насчет кризиса в САР?
- Я хорошо знаю Сирию и сирийских курдов, поскольку проработал в этом регионе около тридцати лет. Сирийские курды с самого начала войны были нейтральны, потом Башару Асаду удалось вступить с ними в альянс. Курдский флаг на правительственном здании - это знак того, что курды ушли в оппозицию к Дамаску. За этим следуют ответные репрессии со стороны "Мухабарата" и новая кровавая баня, которая потом может перекинуться на весь Ближний Восток. Простые сирийские курды отлично видят, кто с кем воюет в Сирии. Правительственные войска стреляют не в оппозиционных активистов, а в бандитов, привезенных в Сирию из Афганистана, Иордании, Косово. Ни один настоящий сирийский оппозиционер не станет прикрываться женщинами и детьми, как это делали гитлеровцы, и отстреливаться. Это будет делать только бандит. Курды Сирии, при всех своих старых счетах к Асадам, на такое не пойдут никогда. Более того, почти все курды симпатизируют Рабочей партии Курдистана. Я считаю, что курды в этом плане не совсем правы. Мне лично РПК несимпатична.
- То есть курдам не стоит обольщаться насчет РПК. А почему?
- Если бы я увидел Оджалана лично, я бы сказал ему, что он дурак. Весь этот шум вокруг курдского народа и вокруг его имени привлекает внимание и огромные деньги. Когда я общался с курдами, то спросил их: с чего начинал Мустафа Барзани, отец президента Южного Курдистана, и как кончил? Начиналось все хорошо: вооруженная борьба за свободу курдского народа, Мехабадская республика, встречи с советскими лидерами в Москве, звание народного героя Курдистана... Кончилось все койкой в американской больнице. Мои курдские собеседники, среди которых была родная племянница Мустафы Барзани, не знали, что ответить.
Читайте также:Курды в Сирии:борьба за выживание
Находясь в Эрбиле, Багдаде, Африне, я говорил курдам - если вы возьмете в руки оружие, вы только подыграете американцам. Те, увидев вооруженных курдов, начнут выделять деньги на уничтожение вашего народа, и Курдистан превратится в мясорубку. Я привел им в пример мои договоренности с иракскими оппозиционерами в начале нулевых годов. Конечно, нашему комитету потом досталось от Кондолизы Райс, но у нас кое-что получилось. Иракские оппозиционеры тогда сложили оружие, в Ираке на какое-то время стихла братоубийственная война, а американцы в ООН сели в лужу. Меня глубоко разочаровала другая встреча - с советником президента Ирака.
- Что это была за встреча и почему Вы были разочарованы?
- Несколько лет назад у меня в офисе был Джелаль аль-Машта, бывший начальник московского бюро газеты "Аль-Хаят", ставший потом советником президента Ирака, курда Джелаля Талабани. Я ему сказал: "Джелаль, как вернешься в Багдад, скажи Талабани, чтоб тот вернул в строй всех контрразведчиков, полицейских, потом повысил их в должности, и они прекратят все взрывы и теракты в Ираке за месяц". Аль-Машта молча все выслушал и уехал. В Ираке теракты по сей день, под Талабани шатается кресло, и это настраивает иракцев против курдов. Американцы, глядя на это, потирают руки. Я думаю, это потому, что Талабани окружен американскими агентами. И один из них - Джелаль аль-Машта, который в 2003 году называл американцев убийцами иракского народа.
Деньги в большой западной политике решают все. На миротворческую деятельность в Ираке Сенат США десять лет назад ассигновал миллиарды долларов. Все эти десять лет деньги крутились в банках, а мира в Ираке как не было, так и нет. То же самое сейчас в Ливии. Финансирование демократии в Ливии - аналог аферы с демократией в Ираке. Нечто подобное намереваются делать в Сирии, а для этого используют курдскую национальную символику. В практике спецслужб такое называется false flag, то есть "фальшивый флаг".