Национальные меньшинства Сирии давно поняли, что спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Сирия, благодаря своим спецслужбам, стала проходным двором для террористов всего мира. "Мухабарат" расписался в своей неспособности ликвидировать угрозу извне. Он ищет ее изнутри, среди нацменьшинств Сирии. Нацменьшинства, не надеясь на Асада, готовы принять помощь от кого угодно. Даже от сирийской оппозиции.
В начале января этого года GTimes писала о положении нацменьшинств в Сирии. Тогда международный эксперт Сергей Демиденко сказал так: "Они для сирийских арабов - чужеродный элемент". Ни о какой защите нацменьшинств всесильным "Мухабаратом" речи не идет. По словам эксперта, "спецслужбы Сирии прессуют и давят всех, кто попался им на глаза. Под удар идут сунниты, черкесы, курды, друзы". Что касается сирийских черкесов, то, по словам Демиденко, над ними нависла угроза геноцида. Для сирийской оппозиции они - бывшие военные и полицейские, то есть опора ненавистных Асадов. Их нужно уничтожать. Для "Мухабарата" - оппозиционеры и потенциальные террористы, которых также надо уничтожать.
Под черкесами в арабском мире подразумевают потомков мухаджиров с Кавказа, которые в разное время осели на арабском Ближнем Востоке. Сегодня эти черкесы ищут спасения на исторической родине. Адыги, кабардинцы и балкарцы - в России. Абхазы - в непризнанной Республике Абхазия.
Читайте также: Кавказские курды - международные террористы?
Еще в декабре 2011 года МИД Абхазии получил и рассмотрел письмо от соотечественников из Сирии. В середине января этого года в Сирии побывала абхазская делегация. Об итогах ее работы GТimes рассказал Инар Гарцба, советник МИД Абхазии по Ближнему Востоку, один из абхазских делегатов в Сирии.
"Целью визита было оценить настроения в абхазской диаспоре Сирии. Встреча с Башаром Асадом запланирована не была. Нужно было узнать, насколько остра проблема возвращения сирийских абхазов на родину. В первый день визита делегация встретилась с послом РФ в Сирии Азаматом Кульмухаметовым. С российским послом обсуждались следующие вопросы. Первый - возможность получения двукратной транзитной российской визы для въезда в Россию и проживания в Абхазии. Второй - возможность международного содействия тем гражданам САР, которые себя идентифицируют как абхазы и хотят вернуться на историческую родину. Кроме того, у нас была встреча в черкесском культурном центре "Адыге Хасэ" с широким кругом представителей черкесской диаспоры в Сирии. Обсуждалось следующее: актуальные проблемы диаспоры, ее жизнь, готовы ли представители диаспоры вернуться на родину. Представители диаспоры говорили, что хотят вернуться на родину. Более того, это желание у абхазов Сирии созрело задолго до событий "арабской весны". Конечно же, в связи с ситуацией вокруг САР это желание только усилилось. Многие абхазы Сирии хорошо владеют абхазским языком. Представители старшего поколения, которые имели возможность учиться в СССР и России, хорошо владеют русским языком и сохранили тесные связи с Россией. Власти Абхазии сейчас создают условия для возвращения соотечественников на родину. Но говорить о массовом характере возможной репатриации не стоит".
Читайте также: Курдистан. Между США и Ираком
Совершенно другая ситуация у сирийских курдов. В отличие от абхазов, их нигде не ждут. Курды вынуждены искать другие способы выжить. Истребляемые "Мухабаратом" курды Сирии пошли на диалог с оппозиционным Асаду Сирийским национальным советом. Этому способствует то, что в составе исполкома СНС есть этнический курд Абдулбасет Сайда.
Абдулбасет Сайда, доктор философии, в 1994 году был вынужден эмигрировать из Сирии в Швецию. Там он написал книгу "Курдский вопрос в Сирии". В октябре 2011 года на съезде сирийской оппозиции в Стамбуле он стал членом исполнительного комитета Сирийского национального совета. Кроме доктора Сайда в исполком СНС входят семь сирийских курдов. По словам Абдулбасета Сайда, цели курдского присутствия в СНС - это решение многовекового курдского вопроса. Для этого курдам необходимо свержение Башара Асада. "Наша главная цель, цель СНС и курдов, входящих в СНС - это скорейшее падение режима Асада. Ясно, что если курды Сирии не примут участия в свержении Асада, то их требования в будущем могут быть проигнорированы", - сказал Абдулбасет Сайда в своем недавнем интервью курдскому порталу Ekurd.net.
В начале января этого года глава Сирийского национального совета Бурхан Галиун встретился с президентом Иракского Курдистана Масудом Барзани. Галиун пообещал Барзани, что в пост-асадовской Сирии будут выполнятся требования курдов. Галиун ездил в Эрбиль, столицу Иракского Курдистана, вместе с Абдулбасетом Сайда. Сайда тогда заявил, что после визита СНС в Эрбиль "отношение Барзани к сирийской оппозиции сильно изменилось".
Между тем далеко не все курды разделяют оптимизм доктора Сайда. Абдулхаким Башар, лидер Курдской демократической партии Сирии, тесно связанной с Масудом Барзани, в интервью газете "Рудав" заявил, что "Сирийский национальный совет до сих пор не рассматривает нас как равных".
Представители курдской диаспоры в России относятся к заявлениям СНС более чем скептически. Курды Сирии, видя развитие событий в Египте и Ливии, более склонны поддержать Башара Асада, чем оппозицию. Об этом GTimes рассказал Мирали Рашидов, член Национального совета Курдистана.
"В Египте добрались до власти радикальные исламисты. Если такое будет в Сирии, ничего хорошего от этого для курдов не будет. Масуд Барзани это понимает. Но он пошел на контакт с курдами из СНС больше как курд, чем как политик.
Мое мнение, как курда, таково. Участие курдов в "арабской весне" вполне оправдано. Народу надоело, что официальный Дамаск его кормит обещаниями. С другой стороны, ни один правитель на Ближнем Востоке курдам ничего хорошего не делал. Не было ни автономии, ни права говорить на родном языке. В Сирии у курдов даже не было паспортов. Лично у меня к нынешнему сирийскому режиму отношение отрицательное. И Хафиз, и Башар Асады только и делали, что терроризировали и унижали мой народ. Мне все равно, останется Асад у власти или его свергнут. Мне важно, чтобы было хорошо курдскому народу".