День нападения Германии на СССР стал памятной датой в истории Ближнего Востока. В регионе не велось активных боевых действий, там был другой фронт. Третий рейх, готовясь поработить весь мир, использовал на Ближнем Востоке все, что можно. Многие идеи фюрера потом провалились, но кое-что ему удалось. В частности, использовать самые важные ресурсы региона - человеческие.
В 1941 году Ближний Восток был на периферии Второй мировой войны, поскольку страны "оси" не вели там активных боевых действий. Там была другая война. Германия изо всех сил старалась выбить оттуда враждебных ей англичан. Здесь было все: нефть, газ, транспортные коммуникации и огромный человеческий потенциал из местного населения, который был готов встать под ружье.
В 1941 году нацистам удалось добиться здесь успехов. Во многом благодаря оккупационной политике англичан. К тому времени британцы совместно с французами буквально утопили в крови вспыхнувшее в 1936 году арабское восстание. Не стоит скрывать, что народы Ближнего Востока восприняли военные поражения Франции и Британии как повод покончить с многолетним оккупационным режимом.
К 1941 году в Египте "Братья-мусульмане" вынашивали план антианглийского восстания. В Кувейте "Партия борцов за свободу" восприняла нацистское шествие по Европе как благо для национально-освободительной борьбы. В Кувейте планировалось свержение проанглийского шейха. Узнав об этом, британцы приняли меры и увеличили в Кувейте свое военное присутствие. К тому же Лондон опасался, что на арабское протестное движение начнет влиять Советский Союз, и тем самым их карты на Ближнем Востоке окончательно спутаются. Но СССР в 1941 было не до Ближнего Востока, и тем паче не до Кувейта. Зато 22 июня 1941 года вошло в кувейсткий календарь как памятная дата: день появления британской военной базы.
Читайте также: Саудовская Аравия мечтает о войне
Беспокоил британцев и Ирак, контроль над которым они получили после распада Османской империи. В апреле 1941 года националистическая партия "Золотой квадрат", состоящая из высших офицеров армии, осуществила в Ираке очередной военный переворот. Во главе восстания был Рашид аль-Гилани, бывший премьер-министр страны. Гилани, как и другие заговорщики, от всей души ненавидел британцев и надеялся на Германию.
Берлин возлагал на Гилани большие надежды, так как прогерманский иракский лидер обещал им контроль над нефтью и британскими военными базами. Когда британцы в мае 1941 года начали против Гилани военные действия, немцы не оставили своего союзника в беде. В мае Германия, по договоренности с вишистским режимом Анри Петена, перебрасывает через Сирию военную помощь войскам Гилани. Однако подготовка к войне с СССР не позволяет немцам "свалить" англичан в Ираке. В конце мая 1941 года англичане с боем взяли Багдад, и Гилани бежал в Берлин. Там он, как глава "иракского правительства в изгнании", находился вплоть до мая 1945 года. Впрочем, он был не единственным арабом, которого нацисты тогда гостеприимно приняли в Берлине.
Как известно многим, нацисты активно использовали в своей игре мусульманскую карту. Абвер, СС и ОКВ разрабатывали геостратегические планы, а шеф СС Гиммлер перед сном читал немецкий перевод Корана, выполненный специально для него лучшими немецкими арабистами и отпечатанный готическим шрифтом.
Когда тонкий ценитель переводов Корана отправил свою "черную гвардию" на войну против СССР, ему уже было с кем поговорить об исламе. Вместе с Рашидом Гилани в Берлин прибыл один из идеологов арабского восстания 1936-1939 годов, муфтий Иерусалима Мухаммед Хусейни. Во время восстания он руководил арабскими нападениями на евреев, так как считал их "пятой колонной" "проклятых англичан". То, что нацисты творили с евреями в оккупированной Европе, Хусейни считал справедливой Божьей карой для еврейского народа. Самого Гитлера Хусейни называл "защитником ислама", а Третий рейх - естественным союзником арабского мира, так как у них общий враг - англичане, евреи и коммунисты.
После 22 июня 1941 года Гитлер с помощью муфтия Иерусалима активно разыгрывал исламскую карту Третьего рейха на оккупированных территориях. Хусейни надавал фюреру множество обещаний, многие из которых были нереализованы, в частности образование в СС "Арабского добровольческого легиона".
Впрочем, у Гитлера и Хусейни кое-что получилось. Агенты абвера и СД, инструктируемые муфтием, проводили активную работу среди мусульман Европы и Советского Союза. Памятная всем история с провалившейся вербовкой татарского поэта Мусы Джалиля и созданием татарско-башкирской дивизии СС "Идель-Урал" проходила как раз с участием муфтия Иерусалима. Ненавистник англичан и коммунистов помогал нацистам, когда те стали вербовать в СС и вермахт советских кавказцев.
Большого успеха нацисты в этом не добились, но кое-какой эффект все же был. Во время боевых действий на Кавказе немецким офицерам было строго запрещено совершать те военные преступления, которые вермахт и СС творили на остальной оккупированной территории СССР. Как говорилось в приказе генерала Маккензена, чья танковая армия наступала на советский Кавказ, ничто не убедит местное население в силе германского оружия и превосходстве германской расы, как хорошее отношение к нему каждого немецкого солдата и офицера. И гитлеровские вояки старались как могли.
К сожалению, многие кавказцы, особенно некоторые представители мусульманского духовенства, попались на эту удочку. Чеченцы, ингуши, черкесы стали пополнять ряды "хиви" и солдат вспомогательных частей СС и вермахта.
Однако кавказский ислам заворожил и многих офицеров вермахта, которые там становились мусульманами. После операции на Кавказе сам Маккензен прослыл в Берлине тайным мусульманином. Что, конечно, не могло не радовать иерусалимского муфтия Амина Хусейни. Тем более что поводов для радости у него становилось с каждым разом все меньше.
Читайте также: Уроки Холокоста для мусульман
Арабы, включая саудовского короля Абдул Азиза, конечно, помогали Гитлеру, но затея с "Арабским легионом" не удалась. Те, кого муфтий прочил в легионеры, не хотели подчиняться немцам. Так, это сделал палестинец, уроженец Иерусалима Фавзи аль-Кутби, ставший в Берлине диверсантом Скорцени. Муфтию Иерусалима стоило больших трудов вытащить Кутби из концлагерного барака, куда немцы отправили строптивого араба. Здоровяк Кутби вышел из концлагеря живым скелетом. Впрочем, концлагерь никак не повлиял на ненависть Кутби к евреям и диверсантские навыки из него не выбил. Обучение у нацистов помогло Кутби во время Первой арабо-израильской войны 1947-1949 годов.
В истории арабо-израильского противостояния, где потом отличился и Кутби, отдельное место занимают еврейские экстремистские группировки "Штерн" и "Иргун". На их совести - теракты в арабской части Иерусалима во время войны 1947-49 годов и массовые истребления арабов в Палестине. В 1948 году, в палестинском поселении Дейр-Ясин еврейские боевики устроили арабам аналог Бабьего Яра. Но это будет позже. А в 1941 году идеологи группировок вели...секретные переговоры с нацистами. Сионисты предлагали нацистам разрешить еврейский вопрос в Европе путем отправки наиболее влиятельных евреев в Палестину. Взамен сионисты обещали нацистам посильную помощь в ближневосточной войне Германии против англичан. Как говорится в тексте письма, "сотрудничество между новой Германией и национальным лагерем возрожденного еврейства возможно", если "решение еврейского вопроса" "приведет раз и навсегда к освобождению еврейского народа". Сионисты отмечали, что они "хорошо знакомы с доброй волей правительства рейха" "в отношении сионистской организации внутри Германии". Печально известная конференция в Ванзее несколько поколебала уверенность сионистов в "доброй воле рейха", и в сионистском лагере произошел раскол. Однако ряд видных сионистских идеологов помогал нацистам в течение практически всей войны. В том числе и силой оружия.
Отзвуки Второй мировой войны слышались на Ближнем Востоке и после 1945 года. В частности, во время первой войны Израиля с арабами обе стороны стреляли друг в друга из немецких автоматов MP-40, винтовок Маузера, английских «томпсонов» и советских ППШ. Но это уже была другая война. С участием, по сути, одних и тех же сил.