В 2009 году в Израиле стартовала образовательно-культурная программа "Алладин". Организаторы хотели рассказать мусульманскому миру о трагедии Холокоста. У истоков "Алладина" стояли такие люди, как "охотник за нацистами" Серж Кларсфельд, известный писатель Эли Визель, французский литературовед Анн-Мари Ревколеши. Эти люди были искренне убеждены: чем больше мусульмане узнают о Холокосте, тем лучше они смогут понять евреев. Бесконечная война исламского мира с Израилем может прекратиться. Благие начинания организаторов пропали даром. Не потому, что мусульмане ничего не хотят знать о трагедии еврейского народа.
Как утверждают основатели, название было выбрано неслучайно. Персонаж "Тысячи и одной ночи" хорошо известен во всем мире, а, значит, может стать мостом между Востоком и Западом. "Волшебная лампа, символ борьбы света против невежества и обскурантизма, олицетворяет силу знаний, которые уничтожат вековые предрассудки и мифы, разрушив кажущиеся непреодолимыми барьеры", — говорила журналистам Анн-Мари Ревколеши, французский литературовед, президент фонда "Алладин".
Работа фонда финансируется ЮНЕСКО, правительством Франции и благотворительными фондами. На сайте фонда есть электронная библиотека, где размещены книги о Холокосте, переведенные на арабский, турецкий и фарси. Стоит сказать, что знаменитые "Дневники Анны Франк" были переведены на арабский язык впервые только благодаря "Алладину". Фонд не только проводит для мусульман соответствующие лекции и переводит для них книги. Он организовывает поездки в Аушвиц, Бухенвальд, Дахау, проводит для всех желающих мусульман встречи с выжившими очевидцами Холокоста. В рамках проекта был переведен на восточные языки известный документальный фильм "Шоа". В январе этого года "Шоа" транслировался на турецком канале TRT и на персоязычном американском канале Pars. Стоит отметить, что автор фильма, известный французский режиссер-документалист Клод Ланцман стоял у истоков "Алладина". Среди основателей просветительской организации есть еще одно почти легендарное имя. Это Эли Визель — писатель и публицист, бывший узник Аушвица и Бухенвальда.
Читать также: Помощь Палестине повисла в воздухе
Люди, которые искренне хотели примирить мусульманский мир и евреев, приложили к работе "Алладина" все силы. Пока эта работа ни к чему не привела. Вовсе не потому, что мусульманский мир объединился в отрицательском порыве или ничего не хочет знать о трагедии еврейского народа. Причины более глубоки. О них в интервью Gtimes рассказал израильский писатель Исраэль Шамир:
"Фонд "Алладин" мечтает примирить мусульман с евреями. Но на самом деле, это программа внедрения идеи Холокоста в арабское сознание. Других идей у проекта не было. Дело у организаторов не пошло из- за того, что у самих палестинцев нашелся ответ для евреев, которые им говорили о Катастрофе. Палестинцы этим евреям отвечали: "Да, Шоа, да, миллионы убитых нацистами евреев. А почему никто не говорит о "Накбе"? Упоминание о "Накбе" сразу приводит евреев в состояние истерии. На этом деле все кончается. Накба — это разрушение палестинского арабского общества в 1948 году. Массовое изгнание арабов с родных мест, разрушение арабских поселений — все это Накба, которую палестинцы считают геноцидом арабского народа. Поэтому, когда евреи рассказывают арабам о Холокосте, те резонно отвечают: "а как насчет Накбы, которую устроили евреи палестинским арабам?". Евреи обычно возмущаются: как это все можно вообще сравнивать? Разговор заканчивается ничем", — подводит итог Шамир.
Читать также: Копты Египта против Израиля
Слово "Накба" на арабском означает то же самое, что и "Шоа" на иврите — катастрофу. Для палестинских арабов вынужденный исход с родных земель в 1948 году до сих пор остается своим аналогом Холокоста. Конечно, в истории Накбы не было газовых камер, эшелонов в лагеря смерти и других атрибутов "окончательного решения". Но было другое.
Например, события апреля 1948 года, когда в арабскую деревню Дейр-Яйсин вошли израильские солдаты. Выжившие свидетели описывают действия еврейских военных как настоящую резню арабского населения. "Евреи стреляли по нам из автоматов, ракетных установок, пушек. (…)Они окружили деревню. Еврейские военные врывались в арабские дома и убивали женщин и детей", — рассказал в 1997 году журналисту Gulf News бывший житель деревни по имени Абу Махмуд. "Затем евреи забрали из деревни 40 заложников. После того, как бой закончился, евреи загнали заложников в карьер и убили там".
Вот слова другого выжившего свидетеля резни в Дейр-Яйсин, женщины по имени Юсефа. "После боя еврейские солдаты взяли в заложники наших стариков, женщин и детей. Евреи срывали с женщин золотые украшения, отбирали у людей любые деньги и ценности. После боя евреи сначала оттащили своих убитых и раненых, а после занялись заложниками. Их завели в карьер и стали поливать пулями. Одна жительница села в отчаянии убила своего сына. Его тело лежало в 60 метрах от места, где находились взятые в заложники женщины и дети. Еврейские военные бросали в тело мальчика камни, затем облили его бензином и подожгли".
В общем, диалог между исламским миром и евреями не складывается. Виноваты в этом ни та, ни другая сторона диалога. "Многие израильтяне относятся положительно к Ирану и иранскому народу. Мы знаем, что многие иранцы дружат с евреями, в том числе гражданами Израиля. Но в Израиле сейчас многие недовольны итогами переговоров по Ирану в Стамбуле. То, что Кэтрин Эштон и представители "большой шестерки" установили контакт с иранцами и признали переговоры конструктивными, очень не обрадовало израильское правительство. Беньямину Нетаньяху и его друзьям хочется до невозможности санкций против Ирана и бомбежек иранских территорий. Нетаньяху по части Ирана никого не хочет слушать. В этом солидарны с ним его заокеанские соратники, американские сенаторы Джон Маккейн и Джо Либерман", — сказал в интервью Gtimes Исраэль Шамир.