Представители Ирана и "шестерки" международных посредников достигли соглашения по выполнению договоренностей по ядерной программе Тегерана, достигнутых в ноябре.
Пресс-секретарь верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Майкл Манн подвел итоги консультаций, завершившихся 10 января в Женеве. В них участвовали замглавы европейской дипломатии Хельга Шмид и заместитель министра иностранных дел Ирана Аббас Аракчи.
По словам Манна, теперь результаты женевского раунда диалога "сообщены в столицы для получения одобрения на политическом уровне". Переговоры проходили в течение двух дней за закрытыми дверями в одном из женевских отелей. В них также приняла участие заместитель госсекретаря США по политическим делам Уэнди Шерман. Как сообщают иранские СМИ со ссылкой на Аракчи, итоги переговоров должны быть оглашены в течение ближайших дней.
Нынешний раунд стал продолжением на более высоком уровне консультаций экспертов Ирана и "шестерки", прошедших в декабре прошлого года в Женеве. На них, по словам главы МИД ИРИ Мохаммада Джавада Зарифа, был достигнут "позитивный результат" в продвижении к началу реализации Совместного плана действий. Он был принят по итогам многодневных министерских переговоров "шестерки" и Ирана в Женеве 24 ноября 2013 года, передает ИТАР-ТАСС.
Согласно этому документу, полномочия МАГАТЭ в сфере надзора за ядерной программой Ирана будут существенно расширены. Иран на полгода заморозит развитие своей ядерной программы, а также свернет строительство реактора в Араке. Исламской республике будет запрещено обогащать уран свыше 5%, а запасы урана с 20-процентным обогащением необходимо будет нейтрализовать. По словам главы Госдепартамента США Джона Керри, впредь Иран сможет обогащать уран лишь при взаимном согласии с международным сообществом.
Взамен Тегеран получит ослабление санкций, касающихся поставок золота, нефтехимии и автомобилей. Санкции США против иранского Центробанка пока останутся в силе, передает РБК.
Эти договоренности были названы "первым шагом", на смену которому должно прийти всеобъемлющее соглашение. На прошлой неделе представитель МИД Ирана назвал 20 января датой, когда стороны могут приступить к выполнению Совместного плана действий.
Пресс-секретарь Белого дома Джей Карни, комментируя итоги встреч в Женеве между эмиссарами США, Ирана и ЕС, заявил, что правительство США рассчитывает на скорейшее достижение окончательных договоренностей.
Как подчеркнул Карни, Шерман, Шмид и Аракчи "добились очень хорошего прогресса" при обсуждении "всех имеющих отношение к данному делу вопросов продолжающегося процесса". Результаты нынешних переговоров в Женеве теперь передаются на рассмотрение политического руководства в Тегеране, Вашингтоне и Брюсселе, отметил Карни. По его словам, "столицы теперь рассматривают, что было достигнуто в Женеве". "И мы надеемся вскоре окончательно согласовать договоренность по имплементации (Совместного плана действий)", — подытожил официальный представитель американского лидера.
Он подтвердил, что в курсе сообщения информационного агентства Рейтер, в котором говорится, что Москва и Тегеран ведут переговоры о приобретении Россией иранской нефти в объеме до 500 тысяч баррелей в день в рамках бартерных операций. Предполагается, что в обмен Исламской Республике будут поставляться товары российского производства. Сумма этой сделки, по сведениям Рейтер, составляет порядка 1,5 млрд долларов в месяц. "Я видел эту публикацию", — сказал Карни, пообещав попробовать предоставить комментарии на этот счет позднее.
В заключение пресс-секретарь президента Барака Обамы повторил, что администрация на данном этапе выступает против попыток ужесточить американские санкции против Ирана, в том числе имеющие экстерриториальный характер. Эти попытки в настоящее время предпринимаются Конгрессом США.
Применение против Тегерана сейчас новых карательных мер, с точки зрения исполнительной ветви власти США, "во многом имело бы противоположный искомому эффект", указал Карни. На взгляд администрации, уточнил он, такие шаги "в действительности могли бы ослабить структуру санкций", введенных против ИРИ в последние годы, "путем подрыва доверия (к Вашингтону) со стороны наших международных партнеров". Кроме того, подобные действия Конгресса "дали бы Ирану возможность говорить, что мы (т.е. США) недобросовестно ведем переговоры", признал представитель Белого дома. По его мнению, "одобрение законодательства, предусматривающего использование новых санкций, было бы в текущей ситуации контрпродуктивным", передает Trend.