В тюрьмах Грузии необходимо ввести механизм дополнительного мониторинга, который обеспечит защиту прав заключенных, заявили неправительственные организации республики.
"Очень важно, чтобы было очень много механизмов юридического мониторинга и механизмов альтернативного мониторинга. В особенности важно подключение к этому процессу неправительственных организаций. Думаю, само собой, это поможет и государству осуществлять превенцию различных действий, которые впоследствии могут вызвать нарушение прав человека", — заявила председатель НПО "Международная прозрачность — Грузия" Эка Гигаури.
Председатель НПО "Ассоциация молодых юристов Грузии" Каха Кожоридзе также отметил, что дополнительный мониторинг в тюрьмах положительно отразится на ситуации в пенитенциарной системе Грузии.
"Участие неправительственных организаций, присвоение им полномочий, чтобы они могли заходить (в тюрьмы), встречаться с заключенным, получать информацию — будет одним из наиболее важных гарантов того, чтобы сократились проблемы в учреждении по исполнению наказаний, где улучшилось положение, но проблемы все же остаются", — заявил Кожоридзе на встрече представителей гражданского сектора с парламентариями, представителями Аппарата народного защитника Грузии, а также министерства по исполнению наказаний, пробации и юридической помощи, которая прошла 11 октября в тбилисской гостинице Кортиард Марриот.
Председатель парламентского комитета по прав человека Эка Беселия поддержала инициативу гражданского сектора.
"Сегодня совершенно несложно зайти в тюрьмы и получить информацию, но широкий мандат мониторинга — это всегда хорошо, чтобы у общественности было больше возможностей лучше наблюдать за процессами. Думаю, это хорошо. Я, само собой, поддерживаю эту идею", — отметила она.
Мониторинг в тюрьмах Грузии перманентно проводили представители аппарата Народного защитника Грузии. С лета 2013 года при аппарате омбудсмена был задействован национальный механизм превенции. В эту группу мониторинга входят 40 экспертов — представителей НПО и СМИ, которые были отобраны специальной комиссией из 206 кандидатов.
Ситуация в пенитенциарной системе Грузии стала актуальной после того как вечером в понедельник 16-летнего заключенного нашли мертвым в камере учреждения по исполнению наказаний №2 в Кутаиси. По версии Минпробации Грузии, молодой человек совершил самоубийство, повесившись на простыне, однако семья погибшего утверждает, что его убили, передает агентство "Новости-Грузия".
Адвокат Леди Туквадзе объяснила, почему семья Дзвелая не верит в официальную версию. "У погибшего правая рука была парализована. Как с учетом этого он смог из простыни сделать веревку и повеситься?", — поинтересовалась она.
Семья требует, чтобы следствие вела Генпрокуратура, а не Следственный департамент Министерства по исполнению наказаний, которому в нынешних обстоятельствах доверять нет оснований.
Масла в огонь подлил президент Михаил Саакашвили. После встречи с родителями умершего в Сенаки он заявил, что запись видеонаблюдения одиночной камеры обрывается за 10 минут до смерти подростка. Президент и члены его партии вновь обвинили министра Созара Субари в недееспособности, а на правительство Бидзины Иванишвили возложили всю ответственность "за возвращение в тюрьмах так называемого института "смотрящих".
Коалиция "Грузинская мечта" посоветовала оппонентам "попридержать язык", тем более что после обнародования шокирующих кадров пыток заключенных в грузинских тюрьмах прошел только год. Да и статистка говорит не в пользу "Нацдвижения". Бывшая партия власти в свое время неоднократно подвергалась критике правозащитников за высокую смертность в тюрьмах. Представитель ведомства Арчил Талаквадзе не понимает, зачем сегодня несколько НПО потребовали допуска в пенитенциарные учреждения. Он напомнил, что ситуация кардинально изменилась после прихода к власти "Грузинской мечты".
"На фоне значительного сокращения смертности заключенных, улучшения питания, закрытия трех самых страшных тюрем, когда уже 12 месяцев не существует системного насилия, я хочу задать риторический вопрос: что такого ужасного происходит в пенитенциарной системе, что идет массированная мобилизация гражданского сектора — они требуют создания альтернативного механизма контроля", — сказал он, передает "Эхо Кавказа".