"Шестерка" международных посредников должна предложить Ирану новые варианты урегулирования ядерной программы, так как их последнее предложение уже недействительно, заявил министр иностранных дел Ирана Мухаммед Джавад Зариф.
"Последнее предложение, сделанное странами в формате "5+1" (Россия, США, Франция, Великобритания, Китай и Германия) ушло в историю, и теперь они должны сесть за стол переговоров с новым подходом", — заявил глава МИД Ирана.
Очередной раунд переговоров "шестерки" с Ираном состоится в Женеве 15-16 октября. Предыдущие предложения западных стран к Ирану, в частности, предусматривали остановку обогащения урана до 20%, который, по заявлению Тегерана, нужен для исследовательских целей, а также прекращение работ по обогащению на заводе Форду.
США, ряд других стран Запада и Израиль обвиняют Иран в разработке ядерного оружия под прикрытием программы мирного атома. Страны Евросоюза ввели эмбарго на импорт иранской нефти, которое вступило в силу 1 июля 2012 года. Свои действия страны ЕС объяснили тем, что они хотят заставить Тегеран отказаться от ядерных амбиций. Аналогичный пакет мер против Тегерана ранее ввел и Вашингтон.
Совет Безопасности ООН в течение последних лет принял несколько резолюций по ядерной программе Ирана. В настоящее время в отношении Ирана действуют четыре санкционные резолюции Совета Безопасности ООН и принятые в одностороннем порядке рядом стран и организаций резолюции, требующие от Ирана обеспечить полную прозрачность ядерной программы и доказать её исключительно мирную направленность, передает Trend.
Недавно президент США Барак Обама заявил, что обменялся письмами с иранским президентом и хочет задействовать потенциал Тегерана для стабилизации обстановки в Сирии. По информации газеты New York Times, президент США якобы пообещал, что с Тегерана будут сняты санкции, если он продемонстрирует готовность "сотрудничать с международным сообществом, сдержит свои обещания и избавится от неопределенности". В ответ высокопоставленный представитель иранского правительства заявил изданию, что Иран готов к переговорам и договоренностям с США. Однако Белый дом предостерег, что пока не идет речи о снятии с Ирана санкций как по линии ООН, так и введенных США в одностороннем порядке.
А президент страны Хасан Роухани подчеркнул, что Иран не стремится и никогда не будет стремиться к получению ядерного оружия.
"Мы ни коим образом не стремимся к обладанию каким-либо видом оружия массового уничтожения, включая ядерное, и никогда не будем стремиться. Мы никогда не ставили целью разработку или производство атомной бомбы, и не намерены делать этого в дальнейшем", — сказал Роухани в интервью американскому телеканалу NBC. Он повторил, что Иран стремится к развитию ядерных технологий исключительно в мирных целях.
Одновременно Роухани отметил "позитивный и конструктивный" подход к Тегерану, который содержался в полученном им послании президента США Барака Обамы. "Думаю, лидеры всех стран должны проявлять заботу о национальных интересах, и не испытывать давление", — сказал он.
Однако накануне президент США Барак Обама заявил, что Иран отделяет год или больше от возможности производить ядерное оружие. "По нашим оценкам речь идет о годе или более, фактически наши предположения скорее более консервативны, чем оценки израильской разведки", — сказал Обама, отвечая на вопрос журналиста о временных рамках вероятного создания ядерного оружия Ираном по данным разведслужбы США.
"Еще пару недель назад я сказал бы, что они подходят со старым багажом, который и так всем прекрасно известен. Иран обвиняется в намерении создать ядерное оружие и сокрытии этого факта, а "шестерка" всячески стремится не допустить этого. Но в настоящее время события резко изменили свой ход, — отмечает Сергей Серегичев, доцент кафедры всеобщей истории факультета архивного дела Историко-архивного института Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ), кандидат исторических наук. — Мы видим, что американцы задумали провернуть то же самое, что когда-то сделал Генри Киссинджер в 1972 году с Китаем — сделать Иран своим союзником, вернуть его на эту стезю".
"Мы все прекрасно понимаем — тем, кто не понимает, я могу объяснить — Иран действительно собирается создавать ядерное оружие. Но очень важно понимать, что он его создает не для того, чтобы бомбить Израиль. Понятно, что это будет последний день Ирана. Все в Иране это прекрасно понимают. А на риторику можно не обращать внимания: риторика — для внутреннего употребления, она объясняет, почему Иран, находясь в жестком режиме санкций, должен тратить все свои ресурсы именно на эту программу", — говорит эксперт. — Ядерное оружие Ирану нужно для самозащиты, для гарантий того, что его не разнесут на мелкие кусочки, как разнесли Ливию, лидер которой в свое время отказался от ядерного оружия. Этому аплодировали ведущие державы мира, которые потом так же аплодировали его смерти".
"Разумеется, в иранском руководстве есть и горячие головы, которые были бы не прочь использовать, но иранскому руководству это прекрасно известно, эти люди находятся под контролем. Они представляются фанатиками, но тем не менее на самом деле это прагматики. Избрание Хасана Роухани наглядно показывает прагматичность подходов высшего иранского руководства", — отметил эксперт, пишет "Голос России".